900igr.net
Музыкальное воспитание детей непосредственно осуществляется, музыкальным руководителем с помощью воспитателей. Успех работы зависит от деятельности руководителей дошкольного учреждения — заведующего и старшего воспитателя Обязанности руководителей: административно-хозяйственные и организационно-методические функции управления дошкольным учреждением — планирование, организация, контроль и координация учебно-воспитательного процесса.
Для планирования учебно-воспитательного процесса в целом, включая раздел «Музыкальное воспитание», руководитель должен знать задачи музыкального воспитания, основные этапы музыкального развития дошкольников, диагностику музыкальных способностей, основ музыкальной культуры, ориентироваться в разнообразных формах организации музыкальной деятельности детей, видах музыкальных занятий, методах музыкального воспитания, уметь оценивать художественные достоинства музыкального репертуара, используемого в работе с детьми, выделять вопросы, требующие наибольшего внимания педагогов, и отражать их в перспективном плане (составляется заведующим совместно с музыкальным руководителем и воспитателями), контролировать их постепенную реализацию в календарных планах (составляются музыкальным руководителем совместно с воспитателями).
Чтобы правильно организовать (функция организации) учебно-воспитательный процесс, руководитель должен знать современный уровень развития теории и методики музыкального воспитания детей, уметь направлять работу всего педагогического коллектива на выполнение поставленных задач, поиск творческих форм и методов воспитания, внедрять передовые достижения науки и практики, создавать необходимые условия для работы по музыкальному воспитанию детей, обеспечивать современное оснащение занятий.
Руководитель дошкольного учреждения организует повышение квалификации музыкального руководителя и воспитателей: направляет на курсы, семинары в институт усовершенствования учителей, проводит обмен опытом между педагогами — открытые занятия, выступления на педсоветах, методических объединениях, а также подбирает специальную литературу, систематизирует ее.
Для успешного контроля за музыкальным воспитанием детей и оказания методической помощи, руководитель дошкольного учреждения должен знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, уметь выявлять сильные и слабые стороны работы педагогического коллектива.
Руководитель должен уметь разрабатывать схему наблюдений, позволяющую объективно оценивать результаты. 1. В схеме наблюдений фиксируется и оценивается деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателя на музыкальном занятии. 2.При фронтальной (или тематической) проверке использования музыки вне занятий, в быту детского сада, оценивается деятельность детей, воспитателя, а также согласованность работы музыкального руководителя и воспитателя, их взаимопомощь. 3. При фронтальной (или тематической) проверке проведения праздников, развлечений также оценивается деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателя, согласованность работы педагогического коллектива. 4. Координация работы педагогического коллектива по музыкальному воспитанию предполагает знание руководителем передового опыта науки и практики, обязанностей музыкального руководителя, воспитателя, умение направить и согласовать их работу, регулировать выполнение намеченных задач
Функции музыкального руководителя и воспитателя разделяются их на две группы: 1. Педагогические: информационная, развивающая, мобилизационная, ориентационная, 2.Общетрудовые: конструктивная, организаторская, коммуникативная, исследовательская,
1. Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи
2. Развивающая функция. Педагог любого профиля, обучая детей, должен развивать их способности, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.
3. Мобилизационная функция педагога предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем. Мобилизовать внимание можно и с помощью строгих указаний, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует детей, увлечет их.
4. Еще одна функция педагогической деятельности — ориентационная. Она предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки — рациональной или эмоциональной).
Общетрудовые функции применительно к деятельности музыкального руководителя и воспитателя: конструктивная, организаторская, коммуникативная и исследовательская.
Для выполнения организаторской функции музыкальный руководитель и воспитатель должны знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс, про думывать различные формы включения музыки в деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные проявления, склонности.
Коммуникативная функция подразумевает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителями.
Исследовательская функция предполагает творческое отношение музыкального руководителя и воспитателя к своей работе, стремление к самосовершенствованию, постоянное пополнение профессиональных знаний и умений
В плане намечается как далекая перспектива, так и конкретные задачи ближайших дней. В соответствии с этим целесообразно составление двух видов плана: перспективного, рассчитанного на 2 — 3 месяца и отражающего далекие цели; календарного (ежедневного), рассчитанного на 1 — 2 недели, где планируются ближайшие задачи.
Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять в течение года.
Календарный план основан на программе обучения, положенной в основу работы данного учреждения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года.
Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны. Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном. Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопониманий между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.