Нестандартно мыслим. Применение теоремы о среднем арифметическом и среднем геометрическом при доказательстве неравенств.
Применение теоремы о среднем арифметическом и среднем геометрическом при доказательстве неравенств.
Цели и задачи:Научиться доказывать неравенства различными (рациональными) способами.
Свойства числовых неравенств:
№ 3.13 (4 балла).
Теорема о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух положительных чисел:
№ 4 из § 24
Решение:
Готовясь с учащимися к олимпиаде, я решала с ними множество задач, среди которых были задачи на доказательство неравенств. Одни из них мы решали традиционным методом оценки разности левой и правой частей неравенства, другие таким способом нам не удавалось решать, и тогда на помощь приходила теорема о среднем арифметическом и среднем геометрическом.
Приведу примеры некоторых из них:
Заключение: В своей работе я привела лишь несколько примеров, иллюстрирующих возможности теоремы о среднем арифметическом и среднем геометрическом для двух или более положительных чисел. С ее помощью можно не только легко доказывать сложные, на первый взгляд, неравенства, но и решать геометрические задачи, а также алгебраические уравнения.
ЛИТЕРАТУРА. Алимов Ш. А., Колягин Ю. М. и др. Алгебра 8. М.: Просвещение, 2007.Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика. М.: Педагогика, 1985.Далингер В.А. «Как сделать теорему о среднем арифметическом и среднем геометрическом средством познания» Ж. «Математика в школе» № 9, 2003.Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. Алгебра: Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – 2 – е издание. – М.: Просвещение, 2007.Сивашинский И. Х. «Теоремы и задачи по алгебре и элементарным функциям». М.: Наука, 1971.