Мастер-классОбучение одаренных детей принципам нестандартного мышления Концепция развития мышления Эдварда де Боно
Эдвард де Боно Эдвард де Боно – признанный во всем мире эксперт в области творчества и обучения навыкам мышления, автор концепции латерального мышления и основанных на ней методик, применяемых в практике, творческой работе и обучении.В 1969 г. де Боно предложил новый подход к работе восприятия, основанный на модели самоорганизующейся информационной структуры, и придумал практические методики, позволяющие повысить эффективность мыслительного процесса.Де Боно разработал концепцию особого вида мышления, названного автором «латеральным». Это мышление можно рассматривать, с одной стороны, как противоположное другому виду мышления, названному де Боно «вертикальным» (в традиционных понятиях это так называемое логическое мышление), а с другой стороны – как мышление, способствующее развитию творческих способностей и интуиции.
“Six Thinking Hats” Для наиболее наглядного изображения процессов, происходящих во время латерального мышления, ученым был предложен метод, названный им «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats) – по количеству этих процессов. Каждая шляпа, помимо названия, имеет цветовой индекс:Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.Желтая Шляпа. Преимущества.Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка.Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи.Белая Шляпа. Информация. Вопросы.Синяя Шляпа. Организация мышления.Понятие «надеть шляпу», таким образом, означает принять тот или иной стереотип, способ мышления, рассмотреть проблему с одной из сторон.
Мастер-класс по методике «Шесть шляп мышления» предполагает обучение навыкам применения концепции и методики де Боно к различным аспектам педагогической и психологической практики.
Ситуация №1 Во время туристической поездки ученики девятого класса поставили на стол в купе поезда бутылку вина. Учитель заходит и видит, что ребята начали ее открывать и готовятся распить.
Ситация №2 Мальчик в присутствии учителя на перемене ударил девочку. И мальчик, и девочка не знакомы учителю, так как он не ведет в этом классе уроков.
Ситуация №3 После того как урок начался, в класс входит мальчик с букетом цветов и вручает учительнице, поздравляя ее с днем рождения. Через несколько минут в класс врывается женщина, с криком и шумом обвиняя мальчика в том, что он сорвал цветы из ее сада.