Реферат на тему:Социальное проектирование в школе
Цель и задачи Цель: определение условий успешности использования социального проектирования для учащихся. Задачи:систематизировать теоретические основы проектной деятельности;проанализировать результаты деятельности по социальному проектированию в школе;проанализировать уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся через социальное проектирование; показать значение внедрения социального проектирования в деятельности школы.
Теоретические основы социального проектирования
Ключевые компетентности социального проектирования Компетентность — это понятие, занимающее в мировой образовательной практике второй половины XX века одно из центральных мест. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности.
Социальная компетентность по мнению М.И.Лукьяновой – это личностное качество, которое становится сознательным выражением личности, проявляющимся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию. Социальная компетентность по В.Ш.Масленниковой объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. Компетентность разрешения проблем (объединяющая готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность).Информационная компетентность (объединяющая готовность к использованию информационных ресурсов и готовность к самообразованию).Коммуникативная компетентность (объединяющая готовность к социальному взаимодействию и коммуникативную компетентность).
Метод проектов. Сущность социального проектирования Базовой образовательной технологией, поддерживающий компетентностно – ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Этапы проектной деятельности: разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Термин "проектирование" (происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.
Социальное проектирование – это технология решения социальных проблем Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых состояний будущего Социальное проектирование – это перспективная технология использования социологического знания.
Технология социального проектирования
Цель социального проектирования в школе привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Задачи социального проектирования повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;закрепление навыков командной работы;совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Основные требования к социальному проекту Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.)ЦелостностьПоследовательность и связность Объективность и обоснованность Компетентность автора и персонала Жизнеспособность
Разработка социального проектаI раздел Первый раздел входит разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников.ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.ШАГ №3. Определение целей и задач социальной проблемы.ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.ШАГ №5. Составление детального плана работы.ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.ШАГ №9. Составления бюджета проекта.ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
II раздел Реализация разработанного проекта силами инициативной группы школьников. ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту. ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта. ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов. ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий. ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана. ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
III раздел - Подведение итогов работы над социальным проектом ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту. ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
Ожидаемые результаты социального проектирования Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
Типичные ошибки отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников;переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы;провозглашение «красной» идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников, то есть доведения до практических результатов;отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Социальным проектированием старшеклассники школы занимаются с 2005 года в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России». На конкурс было представлено 7 социальных проектов разнообразной направленности.
Результативность участия
Количество школьников, участвующих в реализации социальных проектов в 2005-2010 учебном году
Выявления уровня сформированности социально-личностных компетенций старшеклассников
Определения уровня развития проектной компетенции в период с 2007 по 2010 год
Определения условий успешности внедрения социальных проектов реализуемых в школе
Выявление уровня сформированности гражданственности у старшеклассников в 2010-2011 учебном году
Выводы диагностического исследования Вовлечение учащихся в социальное проектирование дало положительные результаты и расширило кругозор в социуме, позволило развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся, повысился уровень сформированности гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, поселка, района.
Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетентностей школьников Получения первого опыты создания и влияния на общественную политику, помогает сформировать локальную юношескую микромодель гражданского общества;Социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику;Социальное проектирование соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами.
«Капля мысли о природе, рождает могучую, полноводную реку мысли… С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся,… чтобы питомец наш умел заставить себя думать». В.А. Сухомлинский