Метод проектов как педагогическая технология МОУ начальная школа – детский сад «Родничок».с.Сигаево, Сарапульский район, УР.Старший воспитатель В.П.Иванова
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США.В России группа педагогов под руководством С.Т.Шацкого стала использовать этот метод на практике.
Технология проектирования, позволяет развивать творческие способности детей.В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.По определению В.Ротенберга, поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности.
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция и в будущем.
Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности.Все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.
Условное ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя, по мнению Н.Е.Щурковой, выглядит так:Свободно выражаю свое «Я»Вступаю в диалог с другим «Я»Предвижу последствия своих действийПроизвожу свободный выборОцениваю результат, планирую новый.
Технология проектирования являетсяуникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
Проектирование – это процесс создания проекта. Проектирование - комплексная деятельность.Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяет обстоятельства, изменяет самого себя.
Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного обсуждения метода «мозговой атаки», «круглого стола»).выдвижение гипотез решения поставленных задач,обсуждение методов исследования (анализ информации, фактов, статистические методы, экспериментальные, наблюдения и т.д.),обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных,подведение итогов, оформление результатов, их презентация,выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Темы проектов могут быть самыми разнообразными, главное их условие интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Типы проектов По доминирующему методу:Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированныеПо характеру содержания:включают ребенка и его семью; ребенка и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.По характеру контактов:осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастнойгруппой, внутри ОУ, в контакте с семьей, общественными организациями.
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальныйПо продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный
Исследовательские проекты Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Информационные проекты Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат(доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация
Творческие проекты Не имеют четкой структуры( она необходима только при оформлении результатов)Разнообразны: по преобладающему мотивупо доминирующему виду творчествапо форме представления результата
Игровые (приключенческие) проекты) Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Степень творчества высокая, но доминирует ролево-игровая. Игровые проекты строятся по принципу развивающейся интриги. Активность детей не ослабевает в процессе всей работы.
Практико-ориентированные проекты Четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах
МонопроектыКак правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, в монопроектах не обходится порой без применения знаний и из других областей для решения проблемы.
Межпредметные проекты Как правило выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания
Поэтапное развитие проектной деятельности Первый этапАлгоритм действий1-й шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.3-й шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана4-ый шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.5-ый шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата
Второй этап1-й шаг – выделение(взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.2-й шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.3-й шаг- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта4-й шаг- выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых5-й шаг – обсуждение результата, хода работы. действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.6-й шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования
Третий этапАлгоритм действий1-й шаг – выделение проблемы(детьми,либо взрослыми),отвечающей потребностям детей или обеих сторон.2-й шаг- совместное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата3-й шаг- планирование деятельности детьми(при возможном участии взрослого как партнера), определение средств реализации проекта.
Механизм проектирования Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта и последующей деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказаться и обосновать свою точку зрения.
Необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В группе собирается информация на различных носителях. Дети пользуются библиотекой ОУ. Используются видиофильмы, учебные фильмы, получают навыки работы с компьютером.Выход за пределы учреждения(музеи и др.культурные центры)
Совместная деятельность участников образовательного процесса происходит в различных сочетаниях: воспитатель - дети; ребенок-ребенок; дети-родители.Возможны совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная формы деятельности.
Контроль со стороны взрослых уступает место оценке результатов работы. Дети постоянно информированы о промежуточных результатах, совместно с воспитателем или самостоятельно корректируют и регулируют выполнение работы, проекта в целом.