Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.МОУ Любучанская СОШ
Цель проекта: Выявить наиболее эффективные в современных условиях формы и методы совместной работы начальной школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей
Задачи проекта: Выявить основные причины социально -педагогической запущенности у детей в начальной школе;Выявить наиболее эффективные способы и методы ранней профилактики социально - педагогически запущенных детей;Изучить социально-педагогическую запущенность в детском возрасте;Изучить научно-методическую литературу, посвященную проблеме исследования;Изучить опыт работы учителей по предупреждению социально - педагогической запущенности.
Злободневная проблема девиантного поведения детей
Теоретическая основа проекта
Условные стадии социально-педагогической запущенности: Первая(предрасполагающая)Вторая(негативное отношение к нормам и правилам жизни в детском коллективе)Третья (углубление негативного отношение, проявление асоциальных тенденций)Четвертая (грубость, скрытность, негативизм, преступность)
Главная задача педагога: Ликвидировать неблагоприятные тенденции в развитие ребенка пока они еще не приобрели устойчивый характер
Школа должна проводить предупредительную работу, в процессе которой идет усиленное развитие положительных свойств личности ребенка и торможение развития отрицательных: включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностейОрганизация и руководство общением ребенка со сверстниками на основе его положительных качествДифференцированная работа по нравственному воспитаниюОказание систематической помощи ребенку в ликвидации пробелов в знаниях об окружающем мире, в усвоении им программы начальной школы.
В процессе работы по преодолению педагогической запущенности детей должны быть устранены причины ее вызывающие и стимулирующие ее развитие: Психолого-педагогическая подготовка родителей с учетом недостатков и ошибок семейного воспитанияАктивное включение родителей в воспитательный процесс путем специальных поручений, советов, заданий, наметокКонтроль за организацией и поддержанием нормального режима труда и отдыха ребенка в семье, устранение его безнадзорностиИспользование мер общественного и административного воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей
Изменение отношения самого педагога к ребенку, методов работы с нимИзменение взаимоотношений сверстников в классеУкрепление и совершенствование связей воспитателей детских садов со школой по подготовке родителей будущих первоклассников к школеНеобходимо более рациональное построение воспитательной и образовательной работы с детьми в группе, классе:
Наиболее эффективным методом профилактики социально-педагогической запущенности у детей младшего возраста является игра
Условные этапы работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми I этапД/с + школа будущего первоклассникаВстреча с первым учителемНаблюдения, выявление педагогически запущенных детейЗанятие – играПеремена – игра (упражнение)Знакомство со школойКонсультация родителей
Условные этапы работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми II этап1 классАдаптация к учебной деятельностиКоррекция школьных страхов и тревожностиОсобое внимание слабоподготовленным к школе детям Игры – упражнения (релаксационные, развивающие, двигательные, коммуникативные, поведенческие )Рекомендации родителям
Условные этапы работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми III этап2-4 классыСоздание детской организации (устав, задачи, обязанности, мероприятия, команды)Включение родителей в деятельность организацииБеседы на этические темы, совместные собрания, походы
Условные стадии работы учителя начальных классов с педагогически запущенными детьми IV этапВыпуск из начальной школыПодготовка к средней школеВстреча с будущими учителямиТренинг «Учимся решать жизненные задачи»Советы родителям
И напоследок… Характер детей в руках взрослых – пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!