здоровьесбережение
Цель: Создание здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья
Задачи: 1. овладение и использование педагогами в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий;2. поддержание в школьном коллективе благоприятного психологического микроклимита;3. организация оптимального двигательного режима, сбалансированного питания;4. создание рационального режима организации образовательного процесса в школе, соблюдение гигиенических требований к нему;5. формирование здорового образа жизни как стиля поведения, стиля жизни, развития навыков гигиенической культуры, иммунитета к вредным привычкам
Механизмы реализации образовательных целей и задач 1. обеспечение качества гигиенических условий, которые в сущности носят объективный характер (тепловой режим, размеры учебных помещений, освещённость, дизайн и качество мебели, качество питания, состояние сантехники, экологическое состояние территории)
2. обеспечение учебно-организационных условий, которые носят субъективный характер и зависят от качества управленческой деятельности (стиль управления в школе, уклад школьной жизни, психологический микроклимат, объём нагрузки, качество расписания, объём и качество физических нагрузок в течение учебного дня, недели, медицинское и психологическое сопровождение образовательного процесса)
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ТАКЖЕ НОСЯТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, НО ЗАВИСЯТ ОТ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА)
Здоровьесберегательные технологии реализуются через: 1. обучение элементам культуры здоровья;2. приобщение к нормам здорового образа жизни;3. создание здоровых условий организации учебно-воспитательного процесса;4. использование активных методов и форм личностно-ориентированного обучения и воспитания;5. организация комплексного мониторинга: а) динамика состояния физического здоровья; б) динамика психо-физиологических показателей; в) социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса
1. Обучение элементам культуры здоровья беседы (кл.рук., школьный врач)классные часы (кл.рук., родители)родительские собраниясменные плакаты (столовая, классные кабинеты, коридор, библиотека, рисунки детей)внешность педагога
2. Приобщение к нормам здорового образа жизни классные часы (кл.рук.,библиотека, школьный врач)рецепты родителейозеленение классов, коридоров (кл.рук., сотрудники школы)ароматерапия (кл.рук., врач, отв.за дежурство в классе)группа здоровья для учителей и сотрудников школы (учителя физкультуры, инициативная группа)занятия с детьми, имеющими сколиоз (учителя физкультуры, 1 ч. в неделю)дыхательная гимнастика (учителя физкультуры, врач)
3. Создание здоровых условий организации учебно-воспитательного процесса озеленение классов, коридоров ежедневные прогулки, подвижные игры (ГПД, уроки физкультуры, секции)уборка помещений, освещённость, проветривание, санитарное состояние мебели и её качество (АХЧ, кл.рук.)сбалансированное питание, витаминизация (зав.столовой, врач)
4. Использование активных методов и форм личностно-ориентированного обучения и воспитания физкультпаузы (учителя, физорги)размещение мебели (кл.рук.)методика В.Ф.Базарного («восьмёрка», массажные коврики, конторки,сенсорные тренажи)расслабляющая музыкапсихологическая разгрузка для учителей
5. Организация комплексного мониторинга состояние физического здоровья (врач)психо-физиологические показатели (психолог) а) диагностика уровня адаптации учащихся 1 и 5 классов (память, внимание, работоспособность, уровень школьной тревожности, межличностные отношения) б) снижение психоэмоциональных нагрузок у детей «группы риска» (ГПД или индивидуальные занятия) 3) социальное сопровождение (соц. педагог) а) 20-мин, тематические кл.часы б) дети «группы риска»