Проблемное обучение в преподавании литературы как средство развития читателя-школьника
Цель: Наметить пути реализации проблемного обучения в преподавании литературы в школе.Рассмотреть возможности проблемного обучения в развитии читателя, формировании личности ученика.
Задачи: Изучение методической литературы по данной теме.Определение особенностей проблемного обучения.Выявление методики применения проблемного обучения.Рассмотрение классификаций проблемных ситуаций и периодов развития читателя-школьника.Определение спектра целевых ориентаций, решаемых проблемным обучением.
ПО = ПС+СД творческое овладениеразвитие когнитивных,креативныхспособностей
Традиционное обучение Проблемное обучение
Цель, результат ЗУНЗУН+СУД+развитие Мотивация
Цель, результатЗУНЗУН+СУД+развитие МотивацияВнешняяВнутренняя
Отношения учитель-ученикСубъект-объектныеСубъект-субъектныеУчитель: Учитель :-информирует;-консультирует.-контролирует; -оценивает.Ученик:Ученик:-воспринимает;-вычленяет проблему;-запоминает;-выбирает способ решения;-воспроизводит. -осуществляет самоконтроль, самооценку.
ПС ПОТРЕБНОСТЬ В НОВОМЗНАНИИ, СПОСОБЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНЕИЗВЕСТНОЕ ЗНАНИЕИЗВЕСТНЫЕ ЗНАНИЯ, СФОРМИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ
Методические приемы создания проблемных ситуаций Решить проблемную задачу с недостаточными или избыточными исходными данными, с противоречивыми данными…
Этапы решения проблемы
Эпохи читательского восприятия
Своеобразие читательских реакций Наивный реализмОПОРА: - активность сопереживания; - прямая форма выражения чувств; Внимание направлено на: - тему; - события произведения.Отсутствуют: -эстетический критерий; -разделение общих и частных мотивов поведения героев, причин событий; -понимание историческиотдаленных произведений; -умение ясно видеть авторскую позицию.
Своеобразие читательских реакций Нравственный эгоцентризмОПОРА: - нравственное самоуглубление; - интенсивность сопереживания. Внимание направлено на нравственные проблемы.Опасность: -подмена авторских чувств собственными; -растущая детализация внимания; -трудность формулирования общей идеи произведения; -отсутствие учета конкретных истори- ческих условий; -отсутствие связи социальной и психоло- гической характеристик героев.
Своеобразие читательских реакций Эпоха связейОПОРА: - усиление сопричастности с событиями, героями, проблемами произведения; - оценка своеобразия художественной манеры писателя; - сопоставление произведений разных писателей; - восприятие произведения как единого целого; - многостороннее объяснение событий, поступков; - связь социальной и психологической характе- ристик героев. Опасность: -отдаление от конкретного содержания произведения; -оценка содержания с точки зрения общих представлений о мире.
Проблемное изучение отдельных вопросов темы ПроблемныйвопростемыПроблемныйвопросурокаПроблемныйвопроссмыслового блока
Положительные стороны проблемного обучения Ученик - субъект деятельности.Овладение мыслительными операциями высшего порядка (сравнение, анализ, синтез и т.д.)Развитие креативных способностей.Более глубокое усвоение материала.Решение спектра воспитательных задач.Воспитаниесамостоятельности;ответственности за результат;способности делать выбор;умения контролировать и оценивать свою деятельность;терпимости к иному мнению, точке зрения.
Уровни проблемного обучения Уровень обычной несамостоятельной активности.Уровень полусамостоятельной активности.Уровень самостоятельной активности.Уровень творческой активности.