Психологические особенности адаптации младших школьников к условиям и требованиям школы Попова Екатерина Владимировна – заместитель директора по коррекционно-методической работе ГОУ «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», педагог-психолог.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л.А. Венгер
«Школьная адаптация»приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Виды школьной адаптации:Физиологическая адаптация.Социально-психологическая адаптация.
Признаки адаптации ребенка к школе: удовлетворенность ребенка процессом обучения; степень легкости, с которой ребенок справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий; удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Что же поможет ребенку «всему этому научиться»? мотивационная готовность; личностная готовность;интеллектуальная готовность;социально-психологическая готовность.
1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна ?
Возможные сложности периода адаптации к условиям и требованиям школырежимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);проблемы взаимоотношений с учителем;проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Хроническая неуспешностьПричины, приводящие к неуспешности:недостаточная подготовленность ребенка к школе; повышенный уровень тревожности; завышенные ожидания родителей.
Уход от деятельностиребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя; уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии; средство удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. Как помочь?Уделять внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка). Создавать ситуации успешности, оказывать эмоциональную поддержку.
Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых;Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия;Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение.
Вербализм Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.
Ребенок «ленится» мотивация избегания неудач, неуспеха ("не буду делать, у меня не получится, я не умею"); общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента; высокий уровень тревожности, низкая самооценка.
Помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучениюпомочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию школьника»;выстроить режим дня школьника;развивать учебную мотивацию; развивать навыки общения.
Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок.Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
никогда не сравнивать ребенка с другими детьми; сравнивать ребенка только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов;искренне интересоваться школьной жизнью ребенка, уделять внимание отношениям ребенка с другими детьми, подготовке и проведению школьных праздников, дежурства и т.п.; подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок наиболее успешен.
Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.Признавайте права ребенка на ошибки.Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
ОБСУЖДАЙТЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫЧто изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?Что значит быть школьником?Зачем нужно учиться?Что такое правила и принципы школьной жизни?Где в школе находятся: класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.? Как себя вести на уроках и на переменах? Как готовиться к урокам? Как работать с учебниками?Каким должно быть рабочее место дома?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!