Ученик как субъект образовательного процесса Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса 900igr.net
Состав творческих групп Формирование здоровья в ОУ и в семье: Тимичева Л.В., Осьминина С.Л., Лепехина М.В., Петюх Т.В. Развивающее обучение: Кузнецова Н.К., Кирпичева О.Н., Колбичева Е.В., Свечушкина Е.В. Инновационные модели работы: Шабанова М.И.. Семко Я.М., Савко М.В., Александрова А.А. Педагогика сотрудничества: Тихонова В.К., Карачун Н.В., Смирнова О.В. Игра как средство развития: Овечкина Л.А., Мухина М.Д., Кокорина Л.Н. Проблемы неуспеваемости: Хуторцева Н.С., Зудкова В.С., Репина З.Г., Смирнова Е.Ю., Сбусина Л.А. Социальная адаптация: Ерига Ю.В., Замятина Т.В., Зимина И.Д., Лебедева А.А., Рабинович Т.С., Проничева А.И.
Результативность на заседаниях городских методических объединений учителей-предметников с презентацией опыта работы выступило 12 учителей школы 98,7% учителей школы давали открытые уроки или выступали с презентацией опыта работы, используя возможности интернет-технологий Учителями школы дано 32 открытых урока, в том числе 9 уроков для представителей образовательных учреждений города; 1 мастер-класс, 2 творческих мастерских, 4 коррекционных занятия, в проведении литературных праздников приняли участие 8 учителей, в подготовке и проведении конференции 7 учителей. На заседаниях педагогического совета выступили 6 человек, приняли участие в работе городских семинаров 14 человек, зональных – 2 человека, региональных – 1 человек; в работе научно-практических конференций муниципального уровня – 9 человек, зонального – 2 человека, регионального – 7 человек, федерального – 4 человека
* Когда я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить
Состояние и качество преподавания, успешная реализация программы школы зависит не только от отношения «ученик-учитель», но и от отношения «администрация – учитель», поэтому необходимо уделять серьёзное внимание доброжелательному отношению преподавателей к ученикам, администрации в учителю, т.е. обстановке сотрудничества.
Кому нужно самообразование учителя? А - самому учителю – 92,5% Б - администрации школы – 7% В - родителям учеников – 7% Г - ученикам – 37% Д - обществу – 25,9% Полноценная работа без самообразования невозможна… Самообразование нужно только при наличии пригодности к профессии… Ищущий, увлеченный профессией учитель влечет к себе и к предмету… Теоретически высокообразованный учитель необходим для развития общества… От самообразования учителя выигрывают ученики, а значит, и все остальные… Самообразование дает возможность идти вперед, повышает качество образования, компетентность учителя…
Кто извлечет НАИБОЛЬШУЮ пользу от "саморазвития" учителя? А - сам учитель – 59,2% Б - администрация школы – 7% В - родители учеников – 14,8% Г- ученики – 62,9% Д – общество – 33,3% Вывод. В результате самообразования учителя выигрывают и сами учителя и ученики .
* Когда я самосовершенствуюсь, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить
Если процесс образования: Осуществляется добровольно; Осуществляется сознательно; Планируется, управляется и контролируется самим человеком; Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то только тогда речь идет о самообразовании
Почему самообразование необходимо • Ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Почему самообразование необходимо • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться ! Вправе ли он тогда преподавать?
Личный план самообразования учителя На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: • название темы • цели • задачи • предполагаемый результат • этапы работы • сроки выполнения каждого этапа • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой • способ демонстрации результата проделанной работы • форма отчета по проделанной работе По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .
«Методическая кухня»
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов: Выбор направления и темы самообразования. Формулирование цели и задач самообразования. Определение круга источников информации. Выбор формы самообразования. Составление плана самообразования. Определение результата самообразования. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
1 этап – выбор направления самообразования Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д.
направлениями самообразования могут быть профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей; психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); информационно-компьютерные технологии; здоровьесбережение; и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования Каждый учитель выбирает тему,исходя из своих потребностей и методической темы, над которой работает школа. НАША ТЕМА Формирование ключевых компетенций школьника через внедрение новых образовательных технологий как условие повышения качества образования При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
Цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования
Тема самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе». Цель : «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах». Задачи : изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах; пройти курсы повышения квалификации; посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах; принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»; посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом; провести самоанализ и самооценку собственных уроков; разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой; апробировать данный комплект на практике.
4 этап – определение круга источников информации Источниками информации могут быть: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); материалы сети Интернет; Видео-, аудиоинформация на различных носителях; семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом; мастер-классы; уроки коллег; Работа в творческих группах; курсы повышения квалификации; путешествия; и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и учителями.
6 этап – составление плана самообразования В плане указываются: название темы; цели; задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.
Деятельность учителя в области самообразования систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных педагогических периодических изданий; чтение методической, педагогической и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики; прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
7 этап – определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
Результаты самообразования повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде;
Результаты самообразования разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания; создание главы или страницы электронного учебника; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; разработка модели образовательного процесса; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); и т.д.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета. Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. http://pedsovet.org/forum/topic302.html НиколенкоЛ.В. Самообразование учителя Жакулина И.В. Организация процесса самообразования
Формирование здоровья в ОУ и в семье: Осьминина С.Л., Ванюк И.В., Зудкова В.С., Шабанова М.И.. Развивающее обучение: Кузнецова Н.К., Кирпичева О.Н., Колбичева Е.В., Свечушкина Е.В., Мельникова А.С., Мухина М.Д., Инновационные модели работы: Семко Я.М., Александрова А.А., Даугерт Е.Ч., Дмитриева Е.В., Ерига Ю.В., Ишимбаева М.А., Карачун Н.В., Петюх Т.В., Савко М.В., Репина З.Г., Рабинович Т.С., Старотиторова Н.М., Тимичева Л.В., Чирва Е.А., Шклякова А.А. – 3 группы Педагогика сотрудничества: Тихонова В.К., Смирнова О.В., Лепехина М.В., Проблемы неуспеваемости: Хуторцева Н.С., Смирнова Е.Ю., Сбусина Л.А., Симонова А.В., Социальная адаптация: Ерига Ю.В., Замятина Т.В., Зимина И.Д., Лебедева А.А., Проничева А.И. Аглушевич С.П., Боярова М.И., Еникеева Л.А., Кокорина Л.Н., Шилова Л.Н.
Сроки Январь – отчеты по работе над темами самообразования (все учителя в группах, отбираем 2 лучших на общешкольный этап) Февраль – открытые уроки в группах с учетом тем самообразования + выступления на школу (по 2 от группы) Март – открытые уроки и выступления на город. Апрель – итоговые отчеты на МО.
I Пояснительная записка (схема написания): проблема; тема; цели и задачи; основные формы и методы работы; прогнозируемый результат.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ определение целей и конкретных задач; формулировка гипотезы (для уровня научной, экспериментальной работы); прогнозирование результатов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ составление программы работы; подготовка материально-технической базы; методическое обеспечение
ПРАКТИЧЕСКИЙ реализация собственной программы (методики, технологии:); отслеживание промежуточных результатов
КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур; при необходимости корректировка программы
ОБОБЩАЮЩИЙ обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми; корректировка гипотезы; оформление, описание результатов
ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности; распространение данной программы (методики, технологии:) при наличии запроса на нее
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет); подведение итогов
Всем удачи и творческих успехов!!!