Программа цикла занятий профсоюзного кружка на 2008-2009 учебный год Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации Марийская республиканская организация
Подготовительная работа: Создание социологической группы, проведение социологического опроса среди педагогов и потребителей образовательных услуг, аналитическая записка. Подготовка рабочей тетради, оборудования и материалов для занятий. Видеопрезентация.
Цели: анализ имиджа учителя, разработка профессиограммы педагога, создание этического кодекса специалиста.
Занятие №1 (осенние каникулы) 25 минут. Место проведения: библиотека, читальный зал. Общее занятие. Работа с терминами по словарям и научной литературе, поиск информации в сети Интернет. Занятие №2 (зимние каникулы) 60 минут. Место проведения: зал для тренингов. «Древо решений». Работа по группам. Творческий поиск. Занятие № 3. (весенние каникулы) Дискуссия «Профессиограмма современного педагога и корпоративный этический кодекс»(практические рекомендации)
Занятие №1 Работа с терминами темы занятий: имидж, корпоративность, культура, представление работы социологической группы. Цель: выработка единого понятийного пространства, анализ образа учителя с разных позиций. Место проведения: библиотека, зал.
Работа со словарями – выработка единого понимания терминов: Имидж – 2-3 термина, выбрать один наиболее подходящий. Корпоративность - 2-3 термина, выбрать один наиболее подходящий. Культура - 2-3 термина, выбрать один наиболее подходящий. Каждый участник занятия кружка получает лист с терминологическим определением главных понятий темы занятия. Оборудование: словари, компьютеры с выходом в Интернет.
Корпоративность – (корпорация лат. - сообщество) – принадлежность к определенной группе, сообществу… Культура – (лат. - возделывание, воспитание, почитание) – специфическая форма жизнедеятельности людей, основанная на нормах, определенных идеалах, ценностях, связанных с мировозмировоззрением… Имидж – (англ. – образ, который сложился в группе, обществе, государстве.)
Представление данных социологической группы «Имидж педагога»: Взгляд учителя Взгляд учащегося Взгляд родителя
Занятие № 2 «Древо решений» (техника для анализа современного портрета учителя и уровня корпоративной культуры в отрасли). Цель: составить современный портрет педагога. Деление на 4 группы. Работа в группах (по четырем цветам, каждой группе – творческое задание) 15 минут. Группы формируются по цвету рабочей тетради.
Группа №1 – имидж современного учителя (красные листья) Группа №2 – составляющие современной профессиограммы учителя (зеленые листья) Группа №3 – внешние факторы в формировании образа педагога. Государство, средства массовой информации, гражданское общество. (желтые листья) Группа №4 – права и обязанности педагога и потребителя образовательных услуг. (оранжевые листья)
Имидж современного учителя. 1 группа. (красный) учителя учащиеся родители профессионализм коммуникативность тактичность дисциплинированность любовь к детям активная гражданская позиция креативность уважение объективность терпение знают свой предмет и умеют его объяснить тактичность умение сдерживать свои эмоции (педагогический такт) чувство юмора любовь к ученикам справедливость профессионализм доброжелательность объективность тактичность любовь к детям справедливость
Составляющие профессиограммы современного учителя. 2 группа(зеленый) Профессионализм: Знание предмета Знание методик и технологий Знание психологических особенностей детей разного возраста…
Составляющие профессиограммы современного учителя. 2 группа(зеленый) Академические способности: Ум Интеллект Креативность Саморазвитие
Составляющие профессиограммы современного учителя. 2 группа(зеленый) Личностные качества: Темперамент Толерантность Гуманизм Чувство юмора Позитивная «Я-концепция»
Составляющие профессиограммы современного учителя. 2 группа(зеленый) Коммуникативные качества: Общение Умение управлять Умение организовывать
Составляющие профессиограммы современного учителя. 2 группа(зеленый) Здоровье педагога: Соматическое здоровье (здоровый образ жизни) Эмоциональное здоровье (умение контролировать свои чувства и эмоции) Психологическое здоровье (умение выйти из стресса и конфликта без потерь для своего здоровья…)
Внешние факторы в формировании образа педагога. 3 группа. (желтые) . Государство: изменение законодательной базы, низкий уровень оценки труда, наступление на социальные гарантии. Партии: декларация поддержки в период выборов. СМИ: формирование отрицательного образа учителя Родители: непонимание, нежелание знать проблемы школы и педагога.
Нарушение прав педагога и потребителя образовательных услуг. 4 группа. (оранжевый) педагог потребитель Судебные иски к учителю , неуважительное отношение, публичное оскорбление Вынужденный сбор денежных средств на ремонт классов, учебники Обсуждение конфиденциальной информации с коллегами, друзьями Недостаточная материальная база школ
Домашнее задание. Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный педагог? Какие правила, социальные нормы должны быть обязательны для каждого педагога?
Занятие №3 «Дискуссия» , пленарное занятие. Выработка единых правил, принципов ведения и участия в дискуссии (толерантность, научность, системность…) Подготовка практических рекомендаций по профессиограмме и корпоративной культуре (на основе анализа анкет, дерева решений, предложений участников занятий, нормативно-правовых актов.) Последействие – работа в коллективе над выполнением этического кодекса современного учителя.
Школа будущего (социальный заказ на школу завтрашнего дня) Итоги дискуссии: Школа – трансформер… (постоянные изменения в интерьере, дизайне, оборудовании…) Школа радости… (скорость обучения зависит от способностей, модели обучения свободные, творческий подход ко всему и каждому…) Школа – система проецирующих ценностей, идеалов… (учитель – консультант, наставник, находящийся в сотворчестве с учащимися), содружество: ученик-учитель Школа развития и школа в развитии…
Идеальная школа будущего ДЕТИ великолепное здание с оборудованными кабинетами кадры : профессионалы личности , творческие наставники , гуманисты) мудрое руководство атмосфера единства всех участников образовательного процесса (позитив, толерантность, успешность, движение вперед) ДЕТИ
Вывод. В каждом коллективе должен быть разработан ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога, который базируется на: Конституции Российской Федерации Декларации прав человека Конвенции о правах ребенка. Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.