МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Разработчик Т.В.Палиева
ПЛАН Педагогическое общение и его функции. Этапы педагогического общения. Стили педагогического общения. Роли учителя в профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – 1979. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. – М.: Педагогика, 1984. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособ. для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – 316 с. Страхов И.В. Психология педагогического общения. – Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980. Толстых А.В. Наедине со всеми: О психологии общения. – Минск, 1990. Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. – Мн.: Народная асвета, 1987. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической психологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.
ОБЩЕНИЕ – ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В УСТАНОВЛЕНИИ КОММУНИКАЦИИ, СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЙ ДВУСТОРОННИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. (Т.В.МИШАТКИНА)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – ЭТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКЕ И ВНЕ ЕГО, НАПРАВЛЕННОЕ НА СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА. (А.А. ЛЕОНТЬЕВ)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – СИСТЕМА, ПРИЕМЫ И НАВЫКИ ОРГАНИЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАННИКОВ, СОДЕРЖАНИЕМ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ОКАЗАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ. (В.И. ВОЛЫНКИН)
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ познание личности обмен информацией организация деятельности обмен ролями сопереживание самоутверждение
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ моделирование изначальное взаимодействие управление общением в развивающемся педагогическом процессе анализ осуществленной системы общения
ФОРМУЛА СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ СПО = СР + СО
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ продуктивный непродуктивный
СТИЛИ РАБОТЫ Демократический стиль Авторитарный стиль Либеральный стиль
СТИЛИ ОТНОШЕНИЙ 1) устойчиво-положительный (спокойный и ровный тон в обращении к учащимся, положительные эмоции в основе общения, деловая реакция на недостатки учеников, проявляющиеся в их работе и поведении); 2) пассивно-положительный (спокойный и ровный тон в обращении к учащимся, в то же время ориентация учителя на зависимость результатов урока не от собственных усилий, а от степени добросовестности и ответственности учащихся); 3) неустойчивый (подверженность учителя частой смене настроения, вызванной собственными переживаниями, неудачами и неумение поддерживать эмоциональное равновесие в ситуациях нарушения учениками требований учебы, дисциплины и т.д.); 4) открыто отрицательный (демонстрация учителем своего негативного отношения, как к отдельным учащимся, так и ко всему классу; нарушение педагогического такта, непозволительные для педагога грубость, сарказм, унижение личности учащегося).
ПРОДУКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ = СР + СО демократический устойчиво-положительный
НЕПРОДУКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ = СР СО авторитарный пассивно-положительный либо открыто-отрицательный +
НЕПРОДУКТИВНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ = СР СО либеральный неустойчивый +
РОЛИ УЧИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО КАН-КАЛИКУ) «Монблан» «Китайская стена» «Локатор» «Робот» «Тетерев» «Друг» «Гамлет» «Я сам» «Бумеранг»
«Монблан» (отстранение от учащихся и возвышение над ними)
«Китайская стена» (дистанция, отсутствие эмоциональных контактов)
«Локатор» (избирательно реагирует на учащихся, допускает предвзятые отношения)
«Робот» (действует по программе, не учитывая изменений в ситуации, неэмоционален)
«Тетерев» (слышит только себя)
«Друг»
«Гамлет» (постоянные сомнения)
«Я сам» (учитель главный)
«Бумеранг» (предвидит результат взаимодействия, общение организует на основе поддержания обратной связи с учащимися)