ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Выполнил: студент 2 курса, 21 ФБ группы Байрамов Сервер
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися; обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.
Аспекты педагогического общения Педагогическое творчество в процессе общения с учащимися Общение с детьми в процессе педагогического творчества
Таким образом, педагогическое общение – особый вид творчества, находит своё выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнёра по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Позиция педагога – это система интеллектуально – оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.
Стили руководства по Курту Левину (1938 год) Авторитарный стиль общения педагог единолично решает все вопросы, учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается Попустительский стиль общения педагог минимально включается в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты Демократический стиль общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел, взаимоприятии и взаимоориентации
Тема 1. «Психологические основы педагогического общения» Стиль общения по школе в %
гуманитарные Естественно-математические обществоведческие начальные эстетические В %
Три состояния человека по теории Э.Берна 1) Родительское состояние «Я», которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Оно обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочерёдное рассмотрение возможностей поведения 2) Взрослое состояние «Я» способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений 3) Детское состояние «Я» «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определённой степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.
ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в % I – Ребенок (с этой позиции «играется» роль молодого специалиста, артиста, зятя. II– Взрослый (с этой позиции «играется» роль соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену. III – Родитель (с этой позиции «играется» роль отца, старшей сестры, педагога, начальника Сочетание трех «Я» в поведении