Воспитатель первой категории Кожевникова Н.Я. Тема по самообразованию: « Ознакомление детей с природой и животным миром родного края».
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту – это начало любви к Родине. Родная природа открывает богатейшие возможности для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.
Методика ознакомления детей с растениями и животными родного края и воспитание любви к своему краю разнообразны. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок. Знакомство детей с растениями и животными Красной книги
Моя задача - поддерживать и развивать детскую любознательность, познавательную активность и формировать эмоциональную активность. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края. Проводя сезонные прогулки, отмечаем изменения в природе, учим любоваться красотой вокруг нас. В процессе наблюдения стараюсь побуждать каждого ребёнка отражать своё отношение (нравится, не нравится, почему?). Вся эта работа способствовала расширению и углублению знаний дошкольников о родном крае, воспитываю уважение к труду взрослых, способствую воспитанию чувства гордости, любви к родному краю. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут , на всю жизнь сохранят любовь к природе родного края.
Мир природы глазами детей
Приморская земля! Ты край морей ,озёр и рек, Осваивать твои просторы Сюда приехал человек! Все о тебе стихи слагают, Они летят во все края. Здесь уголь добывают люди, Дороги строят, города! Ты в нашем сердце навсегда Наш край – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными.
Природа родного края» Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Знать свой край – его природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее.
«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» Пояснительная записка. Расширять представления детей о природе. Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Узнавать и называть 3-4 вида деревьев (ёлка, сосна, берёза, ясень, кедр.) Организовывать наблюдения за птицами (ворона, синица, воробей, снегирь). Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить природу родного края, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к родной природе. Мы очень гордимся своей родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Основание актуальности программы: Актуальность: Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В настоящее время наблюдается очень высокий уровень различных заболеваний: все возможные аллергии и лор – болезни. Поэтому прежде чем заботиться о здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Проблематика: В нашем крае много красивых мест, где люди любят отдыхать. Но не все бережно относятся к природе. Какой же пример , взрослые подают детям! После отдыха оставляя за собой мусор, не потушенные костры, вырубленные молодые деревья ! Поэтому, мы часто видим, что дети не понимают как относиться к природе –ломают ветви, губят молодые деревца . У дошкольников слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Ведь изучать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать ее лучше в процессе исследовательской деятельности.
Цели и задачи программы. Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны, с редкими животными приморского края. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Задачи: · Систематизировать знания об окружающем мире. · Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе. · Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия. · Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. · Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире. · Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность. · Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. · Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!». · Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты: · Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края. · Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками безопасного поведения в природе. · Сформируется стремление к исследованию объектов природы. · Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие и с следования ( сравнения) некоторых видов растений. · Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательно активности, коммуникативных навыков. Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками безопасного поведения в природе. Этапы реализации программы: Подготовительный этап: · Разработка программы. · Постановка цели и задачи. · Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература). · Разработка конспектов образовательной деятельности.