Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №10 «Сказка» пгт Лучегорск. Отчет по самообразованию. Воспитатель: Тарасова В. В. первой младшей группы МБДОУ ЦРР детский сад №10 «Сказка». Тема: «Сенсорные эталоны для детей раннего дошкольного возраста» за 2016-2017 учебный год.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне: - научить детей различать основные цвета; - познакомить детей с величиной и формой предметов; - сформировать навыки самостоятельной деятельности; - повысить самооценку детей, их уверенность в себе; - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; - сплотить детский коллектив. Формы реализации задач: -фронтальные и подгрупповые занятия; -индивидуальная работа; -создание предметно-развивающей среды; -взаимодействие с родителями.
Перспективный план на 2016-2017гг.: Сентябрь. Выбор темы. Подбор литературы. Октябрь. Проведение наблюдения и выявление уровня сенсорного развития детей в ходе применения специализированных дидактических игр. Ноябрь-декабрь. Формирование картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей, изготовление материала для игр. 4.Январь-февраль. Упражнения и игры на развитие сенсорных эталонов . Создание развивающего центра «Сенсорные эталоны». 5.Март-апрель-май. Взаимодействие с родителями : оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей», работа над проектами, консультации: «Значение сенсорного воспитания», «Сенсорная культура и умственное развитие ребенка». родительское собрание, индивидуальные беседы, организация совместных фотоколлажей, выставок и совместных дел.
Список литературы: 1.Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». –АРКТИ, 2014 Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011. 2.Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013. 3.Собран дополнительный материал по сенсорному развитию детей раннего возраста из Интернет – источников. 4.Журнал «Домашняя школа Монтессори», 2001. 5.Журнал «Для самых маленьких», 2001. 6.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В процессе сенсорного воспитания формируются представления о: ЦВЕТЕ ФОРМЕ ВЕЛИЧИНЕ ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Значение сенсорного воспитания является основой для интеллектуального развития упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Этапы усвоения сенсорных эталонов Предэталонный – при восприятии одного предмета другой используется как образец. Средствами восприятия выступают образцы свойств предметов, а не сами предметы Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать
Три периода освоения сенсорных эталонов 1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д. 2 период длится в среднем до 5 лет. Происходит ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. В качестве сенсорных эталонов выступают Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, Эталоны формы - геометрические фигуры, Эталоны величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуко высотные отношения), во вкусовом, обонятельном восприятии. 3 период: в возрасте 5 лет и старше - происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т.д.
Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности ФГОС 1 год - 3 года предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА Игры и оборудование 1.для развития мелкой моторики и речи восприятия формы и величины 2.для формирования цветового восприятия 3.для слухового развития 4.для развития тактильных ощущений и обоняния 5.для художественно – творческого развития 6.для элементарного экспериментирования 7.для развития интеллектуальных и конструктивных способностей.