Проектная деятельность учащихся на уроках технологии Выполнила учитель технологии МОУ-СОШ с.Озёрное Стихина Елена Ивановна
Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Что такое проект Проект – самостоятельная итоговая работа. Качество её выполнения зависит от того, насколько хорошо усвоено содержание различных отделов программы, насколько прочны знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях.
Виды проектов Исследовательские проекты- имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования. Обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (СМИ , Интернет. Литературу, библиотечные фонды)
Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Обязательно намечаются проблема и цели проекта.
Практико- ориентированные проекты. Это проекты, четко ориентированные на результат. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д.
Творческий проект Предполагает максимально-свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий проект строится по схеме: 1 Определение потребности. 2 Исследование(дизайн-анализ существующих объектов) 3 Обозначение требований к объекту проектирования. 4 Выработка первоначальных идей. 5 Анализ идей. 6 Выбор одной. 7 Планирование. 8 Изготовление. 9 Оценка (рефлексия) а) насколько успешно решена проблема б) насколько «Я» был успешен в процессе проектирования.
Этапы выполнения проекта I Организационно-подготовительный этап. Первый шаг на пути проектирования- выбор и обоснование проекта .Следующим шагом является процесс конструирования изделия, формирования конструкции . Заканчивается организационно-подготовительный этап планированием технологии изготовления. Выходным документом при этом являются технологические карты на изготовление изделий и сборку. II Технологический этап. Выполняются трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом. В работе необходимо соблюдать технологическую, трудовую дисциплину. III Заключительный этап. На этом этапе выполняется рекламный проспект, производятся экономические расчёты, определяется себестоимость изделия, предполагаются возможные пути его реализации, защита проекта.
Возможные критерии оценки проекта 1Конструктивные- Прочность; надёжность; удобство использования; соответствие конструкции назначению изделия. 2 Технологические- сложность и объём выполненных работ; оригинальность применения и сочетания материалов их долговечность, расход материалов; 3 Экологические –загрязнение окружающей среды при производстве; возможность использования отходов производства; возможность использования деталей изделия по окончании срока службы. 4 Эстетические- оригинальность формы; композиционная завершённость; использование традиций национально художественной культуры; цветовое решение; стиль. 5 Экономические и маркетинговые- потребность в данном изделии; возможность массового производства; себестоимость проекта; уровень продажной цены; целесообразный вид рекламы.
«Звёздочка обоснования»
Основные требования к проектированию изделия. Технологичность-возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, или доступных материалов, с наименьшими затратами труда. Творческая направленность и занимательность –предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей. Системность- содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течении учебного года материал, быть политехнически направленным. Посильность- предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям. Экономичность- требует изготовления изделия с наименьшими затратами. С получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации предмета. Экологичность- изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде. Безопасность- предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией и гигиеной. Соответствие требованиям дизайна - проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным. Значимость- изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
Функции учителя при выполнении проекта учащимися. ■ Помощь в подборе проектов; ■ Наблюдение за ходом работы учащихся; ■ Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности; ■ Поддержание рабочей обстановки в классе; ■ Оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе; ■ Нормирование труда школьников; ■ Анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом. Особенностью системы выполнения проектов- совместная творческая работа учителя и учащегося. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.
Результаты обучения методом проекта Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни Профессиона-льное самоопределе-ние Развитие разносторонних качеств личности Рост творческой активности Интелектуаль-ное, этическое и эстетическое развитие
Литература: ●Метод проектов / ст. преподаватель кафедры ОТД СарИПКиПРО Ермоленкова Г.В./ ●Проектная деятельность учащихся. Технология 5-11 классы. /Л.Н.Морозова. Изд «Учитель»-Волгоград 2009 г/ ●Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы /О.А.Нессонова. Изд «Учитель»-Волгоград 2009 г/ . ●Практико-ориентированные проекты.Технология 7-11 классы /В.П.Боровых 2009 год.
Спасибо за внимание.