Виды тропов и стилистических фигур
Художественные средства выразительности: Эпитеты: яркое солнце, старая и молодая трава, липкой спиртовой берёзы, золотым цветом, невидимые жаворонки, настоящая весна. Олицетворение: поднявшееся солнце … съело, воздух задрожал, ожившей земли, залились жаворонки, заплакали чибисы, заиграли ягнята, пришла весна. Сравнение: вылезающая иглами трава. Гипербола: облетавшаяся пчела. Метафора: над бархатом зеленей, затрещали голоса баб.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их. Дивно устроен свет наш!... Тот име..т отличного повара но к сож..лению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой име..т рот в..личиной в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоват..ся каким(нибудь) немецким обедом из к..ртофеля. (Н.В.Гоголь) - Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? - Что такое литота? - Что такое гипербола?
Дивно устроен свет наш!... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.В.Гоголь)
средства художественной выразительности тропы стилистические фигуры эпи´тет 1) ана´фора, эпи´фора, параллели´зм гипе´рбола 2) антите´за, града´ция, инве´рсия лито´та 3) э´ллипсис, умолча´ние, ритори´ческое обращение мета´фора 4) ритори´ческий вопрос, многосою´зие, бессою´зие сравне´ние ТРОП – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Стилистические фигуры (фигуры речи) – это особые синтаксические построения, которые служат для создания образной речи, усиления выразительности текста.
Анафора, эпифора, параллелизм. Ана'фора (единоначалие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание. Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.К.Толстой) Эпи'фора (концовка) – повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь.) Параллели'зм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Воды глубокие Плавно плывут. Люди премудрые Тихо живут. (А.С.Пушкин)
Антитеза, градация, инверсия. Антите'за – противопоставление образов, понятий. Л.Н.Толстой. «Война и мир». Града'ция – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.П.Чехов.) Инве'рсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание. Свирепствуй, океан мятежный… (С.А.Есенин)
Эллипсис, умолчание, риторическое обращение. Э'ллипсис – пропуск одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мужики – за топоры. (А.Толстой.) Умолча'ние – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. (А.С.Пушкин.) Ритори'ческое обращение – это подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, с помощью которого автор выражает своё отношение к тому или иному объекту, даёт его характеристику. Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин.)
Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие. Ритори'ческий вопрос - вопрос, обращённый к читателю, не требующий ответа. Используется для привлечения читательского внимания. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С.Пушкин.) Многосою'зие – стилистическая фигура, в которой повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… (А.С.Пушкин) Бессою'зие – намеренный пропуск союзов, придающий тексту динамизм, стремительность. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С.Пушкин.)
Упр. 497. Задание: Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. 1 вариант – «В дороге» (И.Тургенев). 2 вариант – «Старая яблоня» (И.Бунин). Эпитеты: Олицетворение: Анафора: Градация: Антитеза: Инверсия:
Эпитеты: 1) седое, печальные, обильные страстные, тихого, любимые, странной, родное, далёкое, широкое; 2) кудрявом, благовонном, блаженным, завистливых и злых, дорогая. Олицетворение: 1) ропот колёс; 2) пчёл и ос, завистливых и злых; старишься. Анафора: 2) вспомнишь обильные страстные речи; вспомнишь разлуку с улыбкою странной. Градация: 1) взгляды, так жадно, так ловко ловимые. Антитеза: 1) первые встречи, последние встречи; родное, далёкое. Инверсия: 1) утро туманное, утро седое; нивы печальные, снегом покрытые; звуки любимые; с улыбкою странной; ропот колёс непрестанный; в небо широкое; 2) подруга дорогая.
Оксю´морон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Л.Н.Толстой. «Живой труп».
Д/З.: Упр.513. Выучить определения тропов и стилистических фигур.