ТЕМА УРОКА «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
ЦЕЛИ УРОКА: продолжить формирование умений учащихся сжато излагать прослушанный текст, отбирать лексические и грамматические средства, способные кратко и связно передать полученную информацию; закрепить навыки краткого пересказа и интерпретации текста; научить девятиклассников определять структуру текста, выделять существенную информацию, выполнять информационную обработку текста; выполнить упражнения на освоение приемов сжатия текста.
Завершение 9-го класса для школьников является определенным рубежом в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основе этих нормативных документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной аттестации.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. Первая часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту.
Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти и сосредоточенности на нормах правописания, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ: обобщение частной информации; исключение второстепенной информации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ: ИК 1 Содержание изложения. ИК 2 Наличие сжатия исходного текста. ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Задание к тексту №1 Какое название отражает проблему этого текста? А) Жители «разных миров». Б) Плоды просвещения. В) Любовь к родному языку. Г) Долг платежом красен.
Задание к тексту №2 Вам предлагаются пункты плана, расположите их так, чтобы они соответствовали композиции текста. Крестьяне перепутали слова «презирать» и «призирать». Инженер просит крестьян «платить ему той же монетой». Каждое сословие живет в своем замкнутом мире. Надеждин пишет о том, что «у нас нет общего языка».
Задание к тексту №3 Какое значение в этом тексте имеет слово ПРЕВРАТНО ? А) просто Б) ложно В)непостоянно Г) легко
Задание к тексту №4 Какой вывод делает автор из приведенных примеров? А) Все происшедшее - досадная случайность, которая вызвана невнимательностью. Б) Непонимание возникло вследствие невежества крестьян. В) Причина путаницы кроется в том, что инженер любил использовать иностранные слова. Г) Из-за социальной разобщенности нет взаимопонимания между людьми разных сословий.
САМОПРОВЕРКА А) 1 - 4; 2 - 2; 3 – 1; 4 – 3. Б) Г)
НАПИШИТЕ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. Определите микротемы в данном тексте. Какие основные приемы сжатия вы употребите? Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью обобщения, какие – с помощью исключения.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ. Редактирование сжатого изложения.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!