Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Первое прочтение текста Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым эпизодам д) по поступкам или размышлениям героев
2 Надо сформулировать основную мысль 3 Определить стиль и тип речи, особенности построения текста 4 Составить план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их
Типы речи Типы речи 1. Описание 2. Повествование 3. Рассуждение
1. Научный 1. Научный 2. Официально-деловой 3. Разговорный 4. Публицистический 5. Художественный
1. Выделяем главную мысль в абзаце 1. Выделяем главную мысль в абзаце 2. По ключевым словам и ключевым предложениям
Второе прочтение текста Второе прочтение текста 1 В каждой микротеме определите существенное и дополнительное Существенное: раскрывает тему и идею текста Дополнительное: подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить
1. Исключение 2. Обобщение 3. Упрощение
Исключение Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
парцеллированных предложений; парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
однородных членов обобщающим словом; однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.
Основные детали, помогающие понять авторскую идею; Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Список использованной литературы: Методическая литература, использованная для разработки урока: Список использованной литературы: Методическая литература, использованная для разработки урока: Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.