PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Работа со словарем на уроках русского языка
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Работа со словарем на уроках русского языка


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Работа со словарем на уроках русского языка


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Работа со словарем на уроках русского языка Содержание: 1. Введение. 2. Типы сло
Описание слайда:

Работа со словарем на уроках русского языка Содержание: 1. Введение. 2. Типы словарей русского языка. 3. Обучающая функция словарей. 4. Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в V-VIII классах. 5. Лингвистические словари на уроках русского языка в старших классах. 6. Заключение.

№ слайда 2 Цель работы: воспитание любви к слову; формирование умения и желания глубоко вни
Описание слайда:

Цель работы: воспитание любви к слову; формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. Главные задачи:обогащение словарного запаса;освоение орфоэпических норм;развитие орфографической зоркости;совершенствование навыков обращения со справочной литературой.

№ слайда 3 Типы словарей русского языка орфографический словарь; орфоэпический словарь;этим
Описание слайда:

Типы словарей русского языка орфографический словарь; орфоэпический словарь;этимологический словарь; фразеологический словарь;словарь иностранных слов;толковый словарь;словарь речевых неправильностей и трудностей;словарь языка писателей;словарь синонимов;словарь антонимов;словарь омонимов;словарь паронимов

№ слайда 4 Комплексный словарь — это идеальное учебное пособие «Универсальный учебный слова
Описание слайда:

Комплексный словарь — это идеальное учебное пособие «Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой.Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.

№ слайда 5 Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятел
Описание слайда:

Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем. В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения, поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка.

№ слайда 6 Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля Прочитайте сл
Описание слайда:

Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля Прочитайте словарную статью «Друг».Какие значения данного слова указаны в этой статье?Какие синонимы вы можете подобрать к нему?Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок)Есть ли у чувашского народа похожие пословицы и поговорки?

№ слайда 7 Русские пословицы:Друзьям и в одной могиле не тесно. Больше той любви не бывает,
Описание слайда:

Русские пословицы:Друзьям и в одной могиле не тесно. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! На друга надеяться — самому пропадать. Старый друг лучше новых двух.Чувашские пословицы: Тусу ςук пулсан тупма тâрâш, тупсан — упрама тâрâш. (Если друга нет — постарайся найти, если найдёшь — береги.) Шанчâклâ чусâн хакê ςук. (Настоящей дружбе цены нет.) Туслâхра вâй. (В дружбе сила.) Юлташсâр ςын туратсâр йывâς пек. (Человек без друга как дерево без ветки.)

№ слайда 8 Результаты работы со словарем В.И. Даля повышение у обучаемых внимания к слову,
Описание слайда:

Результаты работы со словарем В.И. Даля повышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения;обострение интереса к пословицам и поговоркам как русского, так и чувашского народа;осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае — Владимира Ивановича Даля).

№ слайда 9 Создание проблемных ситуаций при работе со словарями. У А. Кольцова в «Косаре» в
Описание слайда:

Создание проблемных ситуаций при работе со словарями. У А. Кольцова в «Косаре» встречается поэтическая строфа: Ох, в несчастный день, В бесталанный час, Без сорочки я родился на свет. В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный? Какой корень у этого слова? Имеет ли он отношение к существительному талант? А что означает сочетание слов без сорочки родился! О ком говорят, что он родился в сорочке? Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей.

№ слайда 10 Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах объяснить лексическое зна
Описание слайда:

Виды заданий с использованием словаря в V-VIII классах объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря;определить слово по данному толкованию (в кроссворде);дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков;распределить слова по тематическим группам;определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова;найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении;подобрать синонимы к данным словам;найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении;дать толкование значений фразеологизмов;отгадать фразеологизмы по рисункам;подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.

№ слайда 11 Узнай фразеологизмы и вспомни их значения.
Описание слайда:

Узнай фразеологизмы и вспомни их значения.

№ слайда 12 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный свеклА бАрмен случАй зА
Описание слайда:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный свеклА бАрмен случАй зАвиднозвук? цЕментбЕрежливобрАлакаучУк квАрталосведомИтьсякаталОгАгентнамЕрениеаргУментбомбардИроватьнефтепрОвод

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Высказывания выдающихся людейо зависти Зависть — сожаление о чужом благе. (Плута
Описание слайда:

Высказывания выдающихся людейо зависти Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх) Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций) Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан) Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов) Зависть – досада по чужому добру или благу; нежелание добра другому, а одному лишь себе. (В.И. Даль)Зависть - чувство страдания, испытываемое при виде благополучия других. Праздник мелочности и ограниченности ума. (Философский словарь. 1913 г.)Завидовать — досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.)

№ слайда 15 Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в старщих класса
Описание слайда:

Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в старщих классах.Сопоставление материалов «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой.

№ слайда 16 ЗаключениеВыводы: Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обяз
Описание слайда:

ЗаключениеВыводы: Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика. Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.

№ слайда 17 Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы: 1. Непосредственное пр
Описание слайда:

Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы: 1. Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и как наглядное пособие.2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, тестирования по русскому языку и литературе.

№ слайда 18
Описание слайда:

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru