Электронное приложение в номинации «УММ для урока» Презентация к уроку «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» составлена учителем русского языка и литературы МОУ сош№6 г. Приволжска Ивановской области Велиевой Натальей Сергеевной2011год
Русь, чего же ты хочешь от меня? (Н. В. Гоголь о болезни России) Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
«Предъявить современной России подобное обвинение было необходимо. Это история болезни, написанная рукою мастера» (Герцен) Гл. герой- дворянин, не несущий обществу ничегохорошего. Чиновник, помещик, которые заботятся лишь о себе, а значит, никчемны для общества. Попытка сказать о болезни общества, заставить общество посмотреть правде в лицо. - Зачем авторы рассказывают читателю историю болезни?-Нашли ли писатели способ лечения?
«Поэзия Гоголя – это крик ужаса и стыда, который издаёт человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда он вдруг увидит в зеркале своё оскотинившееся лицо» (Герцен) М. Ю. Лермонтов 1. Человек, способный подняться на вершины духа 2. Готовность к подвигу, потребность в общении 3. Ему доступна красота мира 4. Наделён волей к борьбе, стремление к гармонии с миром
Что такое литературный образ-тип? Созданный вымыслом художника человеческий характер представляет собой существенное явление изображаемой жизни, обобщение самых главных черт определенной группы людей… Таким образом, литературный тип представляет собою единство индивидуальных, конкретных черт человека и идейного обобщения. ( Гончаров «Лучше поздно, чем никогда»)Писатель как бы говорит: вот кого вы встречаете или можете встретить на своем жизненном пути; учитесь у них лучшему или, наоборот, воспитывайте в себе ненависть и непримиримость к порокам и недостаткам; учитесь разбираться в людях, понимать, откуда берется хорошее или плохое в человеке.
Герцен о поместном дворянстве в поэме Гоголя После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и больших городов, хоронившихся в глуши своих деревень, - эту Россию дворянчиков, которые хотя и живут без шума и кажутся совсем ушедшими в заботы о своих землях, скрывают более глубокое развращение, чем западное. Благодаря Гоголю, мы, наконец, увидели их выходящими из своих дворцов и домов без масок. Без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися; рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа с тою же естественностью и наивностью, с какой питается ребенок грудью своей матери. ( Из статьи «О развитии революционных идей в России»)
«Но на Руси есть такая изрядная коллекция гадких рож, что невтерпёж мне пришлось глядеть на них. Даже теперь плевать хочется, когда об них вспомню» (Гоголь) Манилов КоробочкаПолное отсутствие живых Полная духовная мыслей, стремлений, нищетаинтересов Ноздрёв СобакевичПустой, вздорный прожигатель Грубая сила и ненависть ко жизни всем и вся Плюшкин Полный распад человеческой личности Живой мертвец
Соотнесите детали с характерами помещиков Мешочки, коробочки а) Манилов Сахар б) Коробочка Куча вещей в) Ноздрев Здоровье г) ПлюшкинБаранья нога д)Собакевич Задание №1
Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует Медведь а) МаниловКот б) КоробочкаВорона в) СобакевичМышь г) НоздревСобака д) Плюшкин Задание №2
Приём контраста как художественный приём Манилов Коробочка«прекраснодушный» «дубиноголовая» Парадность Небрежность Претензия на высокую культуру Восторженная наивность Бескорыстная беспечность
Манилов и Коробочка – откровенные антиподы
Собакевич Ноздрёв«кулак» «исторический человек» Серые будниТрезвый практицизм Прочность и изобилие Мрачный церемониал Степенность Немногословие НеуклюжийПротивоположность героев уравновешивается авторским их отрицанием
У Ноздрёва и Собакевича есть и общие черты, которые их делают ещё более неприятными читател ю 1.Одинаково нахваливают товар, чтоб подороже сбыть2.Одинаково резво нападают на своих врагов3.Одинаково стремятся напакостить ближнему и смешать его с грязью
Приём композиции в поэме – от плохого к гадкому«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек» ПЛЮШКИН«прореха на человечестве»… накопительствоРаб …, но не хозяин… скупость… подозрительностьЧеловеконенавистничествоДуховное и … вырождение… изоляцияБеззащитность перед людьмиБессмысленное накопительствоРаб вещей, но не хозяинПредельная скупостьМелочная подозрительностьЧеловеконенавистничествоДуховное и физическое вырождениеДобровольная изоляцияБеззащитность перед людьмиПлюшкин – воплощение полнейшего застоя и загнивания, крайней ветхости и заплесневелости. Плесень, пыль, гниль – ключевые детали-символы. Это духовная смерть.
Герои – антиподы у Гоголя соединены незримыми нитями, которые приводят читателя к мысли, что вырождение помещиков не за горами. МАНИЛОВ КОРОБОЧКА Расточительство накопительство НОЗДРЁВ СОБАКЕВИЧ Расточительство человек-кулак без края ПЛЮШКИН сама скупость превратилась в расточительство
Почему Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности? Герои располагаются по степени деградации, омертвления.Герои располагаются по принципу «оживления».Каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему.Посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме.
Разнообразие типов помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы подчеркнуть неизбежность правила: они так или иначе оказываются мёртвыми душами, потому что1.их жизнь исчерпывается вещами2.им недоступны мысли и чувства3.они чужды жизни«…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие» (Герцен) Трагический парадокс, по мнению Гоголя, состоит в том, что реально существующие помещики оказываются «мёртвыми душами», а в умерших или придавленных гнётом крестьянах запечатлены живые силы национального характера:1.талантливость2.сноровка3.мастерство4.сила и острота ума5.глубина и цельность чувств6.широта и щедрость души7.бойкость и меткость русского словаГоголь подчеркивает, что крепостное право развращает помещиков и губит народ.
Мнения современных критиков о помещиках разделились. Одни считают, что “ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них”. (Г.А.Гуковский « Реализм Гоголя» 1959.)Другие утверждают, что гоголевские герои и не добродетельны, и не порочны. Это “обыкновенные”, “средние” люди, но воссозданные с уникальной – гоголевскою – “яркостью, силой и крупностью”; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово “пошлый” означало “обыкновенный”; Гоголь показал “обыкновенность обыкновенного человека”. (В.В.Кожинов. «Поэма Гоголя»1995)“Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых – эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. …Величественные в своих страстях и пороках…эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной. Безумие заменяет им здравый смысл и трезвый расчёт. Здесь нет нормы – только исключения. Здесь каждая мелочь важна и таинственна”. (П.Л.Вайль, А.А.Генис « Родная речь» 1991)
«Мертвые души» – творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни. (Белинский)«Русь, чего же ты хочешь от меня?» (Гоголь)