Практикум по развитию монологической речи Мельникова Л.В., заведующая отделом гуманитарного образования Донецкого облИППО
Коммуникативные упражнения - «вид творческих упражнений, обеспечивающих формирование речевых умений и наиболее высокий уровень практического владения языком. С позиций коммуникативно-деятельностного подхода такие упражнения считаются ведущими на занятиях…» Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с.
Группы коммуникативных упражнений респонсивные (или вопросно-ответные), ситуативные, репродуктивные (пересказ текста или видеоряда), дискутивные, композиционные (устное выступление по предложенной теме, импровизация, драматизация), инициативные, игровые.
Учебная речевая ситуация - это модель такой совокупности обстоятельств, условий и отношений, которая побуждает потенциальных собеседников к общению путём использования языковых средств.
Модель коммуникативно-ситуативного упражнения
Примеры ситуативных упражнений «Вы моделируете урок русского языка в 9 классе. Предложите модель практикума по развитию аудиативных умений учащихся. Презентуйте свою модель», «Вы – участник проблемного семинара. Сформулируйте (устно) методические рекомендации по интенсивному курсу речевого поведения/использованию художественного текста на практических занятиях/методике применения компьютерных технологий».
Пример 2 «Вы проводите обучающий урок языка/литературы в … классе. Хотите использовать один из методов интерактивного обучения (например, кластер/пазл). Обоснуйте свой выбор», «Вы проводите урок речевой деятельности в 10 классе. Объясните учащимся, как необходимо писать сочинение-метаморфозу/сочинение-идентификацию/«киноленту видений»/эссе. Можете представить образец».
Пример 3 «Вы проектируете дифференцированное четырёхуровневое домашнее задание. Сформулируйте и презентуйте его. Докажите, что эти задания репродуктивного, репродуктивно-конструкторского или собственно конструкторского, конструкторско-творческого, творческого типа. Желательно дать образец выполнения задания III-го или IV-го уровня».
Технология проведения коммуникативного практикума/тренинга МОДЕЛИ: «лидер» / «спикер» «снежинки» «снежный ком» «альтернатива»
ТЕХНОЛОГИЯ КООПЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Форма (вид) презентации коммуникативного акта 1 5 2 4 3 Модель “Лидер”/”Спикер”
6 3 5 4 1 2 Модель “Сніжинка”
Модель “Снежный ком” * каждый участник мини-группы формирует текст (от 1 до 4 предложений по кругу)
Модель “Альтернатива" * * один участник или несколько участников имеют противоположную/другую(ие) точку(и) зрения
Кластер «Профессиональный портрет преподавателя …», «Модель компетентностно ориентированного урока».
ТРОПЫ – использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ФИГУРЫ – особые стилистические конструкции, придающие выразительность речи
Пазл - это метод, когда из маленьких фрагментов складывается текст на определённую тему («Содержательные линии Государственного стандарта (образовательная отрасль «Языки и литературы»).
Биография/вопросы к интервью/план текста/и т.д.
Целенаправленное чтение (чтение текста с остановками, анализом прочитанного, наводящими вопросами и прогнозом относительно развития событий) Активизирует обучающих в процессе чтения, помогает заинтересовать их и обеспечивает глубокое понимание и анализ текста. Даёт возможность развивать заинтересованных, вдумчивых, размышляющих читателей.
Двухчастный дневник (+ и - ; можно – нельзя; да - нет) ОТРЫВОК РЕАКЦИЯ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА Общее (различное) ТЕКСТ ТЕКСТ
VARIA (различные задания, разминки, игры и некоторые приёмы работы на уроке) «Карусель», «Угадай», «Найди пары», «Кто быстрее», «Кроссворды/чайнворды/криптограммы/анаграммы/шарады (предлог + летний дом = задача)/метаграмма/ребус», «Аукцион», «Лото» и т.д.
Конструирование «свободных текстов» конструирование текстов по образцу, конструирование новых текстов («Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан», «синквейн» («словесная пирамида») )
ПОСТРОЕНИЕ «СМЫСЛОВОЙ ПИРАМИДЫ» (СИНКВЕЙНА) Три вида информации: Фактуальный – передаёт факты действительности Концептуальный – вскрывает основное содержание художественного произведения, его смысл Имплицитный – скрытый, не выраженный словом
«Сконденсированное» содержание СУЩ. ПРИЛ. ПРИЛ. ГЛАГ, ГЛАГ. ГЛАГ. П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
Стихотворение И.А.Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…» В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! 1905
«Смысловая пирамида» РОДНИК ЖИВОЙ ЗВОНКИЙ НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБЛЮ ЛЮБУЮСЬ РОДНИК - СИМВОЛ СВЯТОЙ И ВЕЧНОЙ РУСИ
ГЛОССАРИЙ Ментальность – глубинный уровень массового сознания, коллективное представление людей, их образ мира, доминирующий в толще общества
Концепт – это термин, с помощью которого описывается ментальная действительность; ключевое слово духовной культуры, первоначальное представление, которое порождает другие представления, смыслы, ассоциации
«СВОБОДНЫЕ ТЕКСТЫ»* * Могут быть рифмованные и «белые», могут быть написаны как одним человеком, так и несколькими
Стихотворение «Я …» Требования: Пишется от лица предметов окружающей среды или героя литературного произведения, художественного фильма, спектакля и т. п. Словами «Я …» начинается каждая нечётная строка
Образец Я ручеёк Я ручеёк. Устремляюсь вдаль. Я ручеёк. В пути много увидал. Я ручеёк. Лист кленовый увидал и весело ему сказал: «Я ручеёк». И в путь с собой позвал.
«11-словие» Требования: Состоит из 11 слов (как знаменательных, так и служебных) Расположено на 5 строках (1, 2, 3, 4, 1) Первая строка – цвет, качество (прилагательное) 2-я – о чём пишу (прилагательное + существительное) 3-я – тема расширяется (три слова) 4-я – о себе (четыре слова) 5-я строка – результат, вывод (одно слово)
Образец Ивушка Зеленокудрая Тонкая Ивушка, Ты склонилась задумчиво. Я люблю твою нежность. Любуюсь!
«Стихотворение по метафоре» Требования: состоит из 6-ти характеристик, расположенных в определённой последовательности последовательность: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний первое слово каждой строки – название стихотворения
Образец Лето Лето – это яркое солнце. Лето – это сладкие яблоки. Лето – это запах сена. Лето похоже на добрую фею. Лето – это трели соловья. Лето – это радость отдыха.
ДАЙМОНД Даймонд - творческая работа, по форме представляет 7-стишие. Алгоритм составления: Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы. Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному. Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному. 4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек. 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.
Пример даймонда День Ясный, светлый Радует, волнует, бодрит День светел. Ночь темна. Печалит, опустошает, усыпляет Мрачная, темная Ночь.
СОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ С ОПОРОЙ НА ПИРАМИДУ 1. Имя героя истории (человек, животное, растение, предмет) 2. Два слова, описывающие героя 3. Три слова, описывающие место события 4. Четыре слова с описанием проблемы (что произошло) 5. Пять слов о первом событии 6. Шесть слов о втором событии 7. Семь слов о развязке
СОСТАВЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ПРЕДМЕТЕ, ЖИВОТНОМ, ЧЕЛОВЕКЕ, ЯВЛЕНИИ ПРИРОДЫ Одно слово – тема (то, о чём будет речь). Два слова, которые отвечают на вопросы какой? (какая? какое? какие?). Три слова, которые отвечают на вопрос что делает? (что делал? и под.) Четыре слова – предложение о своём отношении к предмету. Одно слово – заключение.
Возможные темы : друг, книга, компьютер, цветок, город и т.д. Подснежник. Чистый, свежий. Распускается, прислушивается, улыбается. Радостно смотреть на него. Весна!
Приложений ГРУППА МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 1 – знание теорий, концепций, методической системы, избранных в качестве базовых для преподавания предмета; 2 – знание метаязыка, владение системой понятий методики преподавания предмета; 3 – знание литературы и источников специальной методической информации; 4 – знание приёмов, методов, способов преподавания предмета; 5 – знание типологии упражнений, используемых при обучении предмету в принятой методической системе; 6 – знание учебников, программ, всей номенклатуры средств обучения.
ГРУППА МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ 7 - коммуникативно-обучающие; 8 – информационные; 9 - инструментальные; 10 - умения мотивации и стимулирования учебной деятельности; 11 – гностические; 12 - конструктивно-проектировочные; 13 – организационные умения.
ДВА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 14 - формирование навыка в опоре на знания о способах действия; 15 – приспосабливать действия к новым условиям его исполнения путём наследования чужих действий.
ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМ УМЕНИЕМ 16 - репродуктивный; 17 – репродуктивно-конструкторский; 18 - собственно-конструкторский; 19 - конструкторско-творческий; 20 - творческий.
ФОРМЫ, ПРИЁМЫ РАБОТЫ 21 – коммуникативный практикум; 22 – коммуникативно-ситуативный тренинг; 23 – коммуникативное упражнение; 24 – учебная речевая ситуация; 25 - интерактивные технологии обучения: кластер, пазл, двухчастный дневник, сравнительная диаграмма, целенаправленное чтение, Varia; 26 - «свободные тексты» («Я…», «11-словие», «стихотворение по метафоре», «синкан», «синквейн» («словесная пирамида»), монофон, даймонд, «кинолента видений»).
Методический портфель педагога как фиксатора его методических достижений (образцы самостоятельно выполненных учителем во время прохождения курсов повышения квалификации работ репродуктивного, репродуктивно-конструкторского, собственно конструкторского, конструкторско-творческого, творческого типа, компилятивного, поискового, исследовательского характера, проектного вида; материалы для коммуникативных практикумов и тренингов, алгоритмические предписания, критерии оценивания, образцы и т.п.)
Список литературы 1. Методическое пособие к дистанционному курсу повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного: В 2-х частях: Часть I: Методика преподавания русского языка как иностранного/ Под ред. Э.Г.Азимова.- М.: МАКС Пресс, 2004. – С.115-116. 2. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. – М.: ИТДГК Гнозис, 2001. – 270 с. 3. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. – СП..: Питер, 2000. – 384 с.
продолжение 4. Бігич О.Б. Теорія і практика формування методичної компетенції вчителя іноземної мови початкової школи: Навчальний посібник. – К.: Ленвіт, 2006. – 200 с. 5. Шляпина Н.И. Компоненты профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка // Профессионально-методическая подготовка преподавателя иностранного языка: Сб. науч. Трудов. – М.: МГПИИЯ, 1986. – Вып.277. – С.78-88. 6. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. Пед.учеб. заведений. – М.: Академия, 1998. – 512 с.
Список литературы 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / Изд. второе, доп., испр., и перераб. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с. 8. Пассов Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация // Іноземні мови. – 2002. - №4. – С.3-18. 9. Саломатов К.И. Психологическая характеристика методических учений в учебный работе учителя иностранного языка и условия их формирования // Проблемы профессионально-педагогической направленности в преподавании иностранного языка как специальности: Межвуз. Сб. науч. трудов. – Горький: ГПИ, 1985б. – С.3-4.
продолжение 10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: «Златоуст», 1999. – 472 с. 11. Соосаар Н., Замковская Н. Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I. – СПб: Златоуст, 2004. - 188 c.
Коммуникативный практикум как продуктивное средство развития методической компетенции учителя Мельникова Л.В., заведующая отделом гуманитарного образования Донецкого облИППО