Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею.ЦицеронОрганизация работы учащихся с текстом учебника для освоения нового ФГОССоставитель презентации:Прасковина И.А. учитель физики МБОУ « СОШ 14» г.Рязани.
ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯКакой требовался результат?ФГОС 2009–2012 гг.«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»В чем принципиально изменились требования к результату?
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель)2. Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание)3. Как учить? (Технологии, методики)
Что о цели говорят родители? Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизниЖизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками.
Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель: обучить самостоятельному решению проблем.Средство: открытие знаний вместе с детьми. Традиционный урок1. Проверка д/з учеников учителем.2. Объявление темы учителем.3. Объяснение темы учителем.4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.2. Актуализация учениками своих знаний.3. Поиск решения проблемы учениками.4. Выражение решения.5. Применение знаний учениками.
Технология формирования правильного типа читательской деятельности (с 1999 г.)Цель – понимание текстов.Средство – три этапа работы с любым текстом.Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п. До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Подготовка текста для продуктивного чтения на урокеПрочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту)Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
Наиболее часто применяемые виды работы с текстом учебника. Традиционный урок1. Нахождение ответа на вопросы, приведенные в конце параграфа. 2. Повторение формулировок законов, определений, формул.3. Чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса.4. Нахождение ответа в тексте на поставленный учителем вопрос.5.Анализ схемы, рисунка, диаграммы, работа с таблицами Проблемно-диалогический урокПо ходу чтения ученики сами ставят вопросы по тексту :О чем говорится?Что об этом говорят?Почему это происходит?Что из этого получится?Зачем это делается?Что уже об этом известно?Что общего с тем, что я уже знаю?Где, когда и как это применяется?Составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;делать анализ содержания рисунков;
Наиболее часто применяемые виды работы с текстом учебника. Традиционный урок6. Пересказ прочитанного.7. Чтение текста параграфа для составления плана.8. Выделение сведений исторического характера. Проблемно-диалогический урок6.Самопроверка7.Коментированное чтение текста.Сравнение текстов параграфов учебников различных авторов.8.Сравнение исторических сведений в энциклопедических словарях.
Сложные задания к тексту учебникаНаписание опорного конспекта.Составление по тексту параграфа: задач, схем, таблиц, диаграмм, графиков.Написание рецензии к материалу параграфаСоставление воображаемого интервью с автором текста.Создание рекламного текста, плаката, презентации по прочитанному тексту.
Наиболее любимые детьми заданияЧтение параграфа учебника и составление к нему иллюстраций.Нахождение в тексте параграфа того, о чем не говорил учитель.Чтение текста и постановка опыта по описанию, приведенному в учебнике.Чтение текста параграфа и нахождение ошибок в данном опорном конспекте(специально написанный с ошибками).
Игровые приемы в работе с учебным текстом 1 .Вопрос-ответ.2. Шпаргалка.3. Дотошный ученик.4.Части текста (по ролям).5.Коллективный рассказ.6.Очевидное-невероятное.
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ – главное средство развития умений .Как строить полный ответ на продуктивный вопрос?Осмыслить задание (что надо сделать?)Найти нужную информацию (текст, рис.)Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что,.. потому что, во-первых,.. во-вторых… и т.д.»Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Как работать с параграфом учебника1. Прочитайте весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.3. Составь развёрнутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, кинофильмах.6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя обратись к словарю, энциклопедии.8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него.9. Подготовь ответы на вопросы и задания, помещённые в конце параграфа.
Условия организации работы с учебником на урокеработа с учебником не должна занимать весь урок, она должна разумно сочетаться с другими видами учебной работы;при чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца, по возможности ее конспектируя, составлять план прочитанного;широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам, анализ рисунка, чтение и анализ графиков;целенаправленнее работать с теми вопросами, которые имеются в конце параграфов. Составлять план прочитанного с помощью системы вопросов, ответы на которые являются смысловыми опорными пунктами в анализируемом тексте;действиями учеников надо управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения после чтения параграфа и т. д
универсальные учебные действия
Использован материал.Сайт: www.school2100.ru ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)Сащенко С.А « Работа с книгой» учитель физики МОУ СОШ №19 города БеловоРусина Г.С. «Учим работать с книгой от А до …» учитель физики Ромненской школы.Хозяшева Раиса Валентиновна, учитель статья «Работа с учебником: проблемы, поиск, результат»