Организация исследовательской работы по русскому языку на уроках и во внеурочной деятельности
Если дать человеку одну рыбу -он будет сыт один день, двух рыб- он утолит голод два дня. Но если его научить ловить рыбу, он будет жить долго.
Изменение общественных требований к образованию самостоятельное, активное добывание знаний учащимися (Концепция модернизации российского образования на период до 2100 года). формирование навыков ведения исследовательской работы во всей её полноте (Федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку)
Главная цель школьного образования развить личность учащегося
Источники концепции исследовательской деятельности учащихся Л.С.Выготский: понятие зоны ближайшего развития и культурно-историческая теорияС.Т.Шацкий: представления о развивающей образовательной среде В.В.Давыдов: понятие о теоретическом мышленииИ.Я.Лернер: концепция проблемного обученияН.Г.Алексеев: теория рефлексивного мышленияМ.Г.Ярошевский: теория научных школВ.И.Вернадский: мысль как планетарное явлениеВ.И.Слободчиков: субъектность и общность как категории бытия человека
Исследование Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему.
Проблема Трудная задача, решение которой на данный момент неизвестно, это знание о незнании.Проблема обычно формулируется в виде вопроса, на который требуется найти ответ.
Главные особенности исследовательской деятельности учащихся Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода как средства организации деятельностиШирокое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки
Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы школы?
Формы организации исследовательской деятельности учащихся Элементы исследования в рамках учебных предметовПредметы в рамках базисного компонентаЭлективные курсы (школьный компонент)Группы дополнительного образования(журналистика)ЭкскурсияИнтегрированная программа общего и дополнительного образованияПоход или экспедицияКонференция или конкурсКлуб или молодежное объединение
Элементы исследования в рамках учебных предметов базисного компонента -познавательная задача -урок- исследование- самодостаточная лингвистическая задача -задания творческого характера (загадки, ребусы)
Темы учебно - исследовательских работ Русские семейные имена и прозвища: история и современность.-SMS как новый речевой жанр.-Попытка речевого портрета школьника. Лексический уровень.-Особенности фонетических высказываний в непосредственном молодёжном общении-Политические термины разных времён и народов, их этимология-Особенности языка политических документов у разных народов.-Языковой портрет политических деятелей (в том числе литературных персонажей и прототипов).Путь от диалекта к литературному языку.-Процесс формирования литературного языка.-Исторические изменения в фонетике, грамматике, лексике русского языка.-История заимствований, этимология слов из определённых областей культуры, истории знаков препинания, эволюция имён собственных.
Выбор темы учебно - исследовательской работы принцип личной заинтересованностипринцип научностипринцип доступности, связанный с учётом возрастных особенностей учащихсяпринцип посильности- учёта возможностей школьниковпринцип проблемностиэтическая проблемаот УИР школьников не надо требовать обязательной практической значимости
Принцип личной заинтересованност и «Изменение в тематической группе лексики со значением «еда» (кулинар.)«Сходства и различия наименований танцев в толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова»«Рок-революция в России: взаимовлияние рок - поэзии и русской истории конца ХХ века»«Русский рок: идея протеста и её языковое воплощение»«Фразеологизмы как отражение истории и национального своеобразия (на примере группы русских и французских фразеологизмов)»«Диалектизмы Архангельской области»«Почему мы любим цитаты из романов В.Ильфа и И.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»
Принцип научности Роль личных местоимений в лирике М.Ю.Лермонтова. Употребление старославянизмов современными носителями русского языка.История заимствованных слов из французского языка русским.Тире и двоеточие в произведениях А.Чехова в сравнении с современными правилами их употребления.К вопросу об истории знаков препинания.Грамматические термины в учебниках русского языка начала и конца ХХ века
Принцип доступности, связанный с учётом возрастных особенностей учащихся «Сленг в молодёжных журналах» «Язык и юмор в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» «Значащие имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова»«Средства выражения комического в сказке Л.Филатова «Про Федота- стрельца…» «Язык развлекательных телепередач (на примере передачи «Кто хочет стать миллионером» «Этимология названий месяцев в календарях разных народов» «Что в имени тебе моём» (о собственных именах)«Примеры языкового манипулирования в предвыборных материалах 2008 года»«Специфика языка и её роль в формировании читательской аудитории периодических изданий (журнал «КоммерсантЪ-власть»«Формирование имиджа политических партий средствами печатных СМИ»«Речевые характеристики участников проекта (реалити - шоу» (от особенностей интонации и правильности ударений до специфической лексики и разговорных конструкций)
Принцип посильности- учёта возможностей школьников «Язык, который мы потеряли. (На примерах частных объявлений в газете «Русское слово за 1907 год)»«Изменения в русской графике и грамматике (по статье, посвящённой 100-летию со дня рождения А.Пушкина, опубликованной в журнале «Юный читатель» за 1899 год)»«Речевые ошибки спортивных комментаторов канала НТВ» «Фразеологизмы как средство выразительности на страницах газет»«Путешествие слова шпаргалка из одного языка в другой»
Принцип проблемности «Как нас заставляют покупать» (язык телерекламы)«Свобода слова на телевидении. Языковой аспект»«Влияние Интернета на СМИ и на нашу речь»«Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе»«Сопоставительный анализ языковых средств в текстах экономических документов начала и конца ХХ века»
Этапы УИР Изучение теоретического материалаВыделение проблемы, постановка целей и задач исследованияФормулировка рабочей гипотезыОсвоение методики исследованияСбор собственного экспериментального материалаОбработка материалаОбобщение, анализ, выводыПредставление исследовательской работы
Логика исследовательской работы 1. Подготовительный этап: определение темы, цели, гипотезы исследования, ориентировка в проблеме.2. Планирование работы: определение источников информации, составление списка литературы, определение методики проведения исследования (как собирать, фиксировать и оценивать результаты), определение этапов работы. 3. Собственно исследование: сбор и уточнение информации, поэтапное выполнение программы исследования.4. Подведение итогов работы: анализ полученных результатов, формулирование выводов, оформление текста работы.5. Представление (защита) результатов исследования: подготовка доклада (отчета), анализ итогов исследования.
Содержание научной работы учащегося Титульный лист- наименование учебного заведения;- Ф.И.О. автора;- тема;- Ф.И.О. научного руководителя;- место и год написанияОглавление (содержание) - наименование разделов, глав, параграфов с указанием начальных страниц Введение (вступление) - 2-3 стр.- оценка современного состояния проблемы;- обоснование темы; - описание идеи исследованияОсновная часть - до 15 стр.- исходные теоретические исследования (обзор литературы);- методика проведения исследования; - результаты исследованияВыводы (заключение) - 2-3 стр.- подведение итогов работы: обобщение полученных результатов;- определение перспективности изучения темыСписок литературы - 2-3стр. (библиографический указатель) - составляется из источников, использованных в ходе исследованияПриложения - объем не ограничен - описание материалов, используемых в ходе работы, протоколы проведенных опытов, экспериментов и др.
Критерии оценки 1.Постановка проблемы исследования, сформулированность цели и задач работы2.Наличие обзора научной и научно-популярной лингвистической литературы по проблеме исследования3.Использование лингвистических методов, адекватных цели исследования4. Самостоятельность в сборе и анализе языкового материала5. Соответствие выводов полученным в ходе исследования результатам6. Культура оформления работы (композиционное строение; научный стиль; наличие библиографических ссылок, списка использованной литературы; приложений; оформление результатов исследования)
Критерии оценки исследовательских работ учащихся: точное изложение взглядов авторов; содержательность анализа литературы;соответствие содержания работы заявленной теме; соблюдение единого стиля; логичность изложения материала;обоснованность выбора методов и источников информации; владение методами исследования; наличие собственных оригинальных идей, разработок; соблюдение требований к оформлению работы (цитирование, ссылки, грамотность изложения, объем работы и т.п.); уровень самостоятельности учащегося; аргументированность (доказательность выводов).
Характерные ошибки и недочеты: отклонение от темы, подмена ее другой;отсутствие четких целей и задач, неконкретность выводов;неоправданная избыточность материала;речевые и стилистические ошибки;неоднозначность формулировок внутри текста одной работы;злоупотребление терминами, понятиями;слишком громкая речь, монотонность изложения (доклад).
Результаты учебно-исследовательской работы усиление положительной мотивации в изучении русского языка; развитие языковой личности развитие лингвистической компетенции ; развитие коммуникативной компетенции формирование универсальных исследовательских умений у старшеклассников, самопознание и развитие личности
Список литературы Абрамова С.В.Организация учебной исследовательской работы по русскому языку //Русский язык.«Первое сентября».2006.№17-22.Вахрушева Л.М.Применение проективного метода на уроках русского языка //Русский язык.«Первое сентября».2007.№14 .Корженкова А.А.Развитие исследовательской позиции учащихся для сохранения целостности и индивидуальности личности //Исследовательская работа школьников.2006.№4Лушина Е.А.Уроки-исследования //Начальна школа.2001.№8ПазынинВ.В.Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление,проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст./Под ред. А.С.Обухова.М.,2006.
Подписка на новости исследовательской деятельности учащихся www.news.redu.ru
Портал исследовательской деятельности учащихся www.researcher.ru
Подписной индекс журнала «Исследовательская работа школьников» в каталоге Роспечати 81415
Сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, номинация «Лучшая исследовательская работа школьников»www.vernadsky.info
1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку // Русский язык в школе, 2007, №2, с. 25-31. (0,6 п.л.)2. Абрамова С.В. Современный русский язык на кружковых занятиях в школе // Русский язык в школе, 2003, №5, с.44-51. (0,5 п.л.)3. Абрамова С.В. «Языкознание для всех» — 2004 // Русский язык и литература для школьников, 2004, №3, с.38-39. (0,2 п.л.)4. Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях: из опыта работы лингвистического кружка в физико-математическом лицее №1511 при МИФИ // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.479-485. (0,5 п.л.)5. Абрамова С.В. Подходы к изучению русского языка в рамках учебно-исследовательской работы школьников.// Филологическая наука в ХХI веке: взгляд молодых. Материалы четвертой всероссийской конференции молодых ученых. – Москва-Ярославль: Ремдер, 2005 – 612с., с. 434-438. (0,3 п.л.)6. Абрамова С.В. Учебно-исследовательская работа по русскому языку как новый вид школьной работы. // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. –С.67-73. (0,5 п.л.)7. Абрамова С.В. Использование Национального корпуса русского языка в учебно-исследовательской работе школьников // Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования / Материалы международной научной конференции 19-20 апреля 2007г. – М., 2007. – С.5-7. (0,15 п.л.)
Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. - М., 2000. - 80 с.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001 - 48 с. Егоров Л.В. Основы организации НИР // Биология в школе. - 1999. - № 6. - С. 42-45.Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. - М., 1999 / Библ. журнала «Директор школы», 1999, № 6.Исследовательская работа студентов педколледжей: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.В. Гаврилина - Владимир, 1998. - 40с.Калмыкова И.Р. Реферат как форма устной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов // Образование в современной школе. - 2001. - № 11. - С. 57-61. Калмыкова И.Р. Экзаменационный реферат в 9 и 11 классах. Основные направления деятельности учителя по подготовке учащихся // Образование в современной школе. - 2001. - № 12. - С. 45-54.Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? - М., 1999. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов (для студентов и аспирантов) - М., 2000. - 74 с.Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе - М., 1998 / Библ. журнала «Директор школы», 1998, № 7. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации - М , 2000. -127 с.
Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005. – С. 41-47 (0,4 п. л.).Патрик Т. Л. Развивающие приемы работы с учебным текстом на уроках литературы в профильной школе // Художественное образование в парадигме культуры. Сб. трудов молодых ученых / Под ред. Е. М. Торшиловой / Институт художественного образования РАО. – М, Б.И., 2006. – 0,5 п. л.Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы) // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: Сборник научных трудов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006. – С. 70 – 77 (0,5 п. л.).