Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе в школе Рекомендации подготовлены учителем русского языка и литературы СОШ №1 г.Скиделя Гродненского района Черкес Н.И.
Реферат или исследование? Реферат и исследование содержат компиляцию литературных данных. Но в реферативной работе компиляция является основным содержанием, а в исследовании выступает в качестве литературного обзора данных по поставленной проблеме. Суть реферативной работы состоит в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих вопрос. Суть исследовательской работы – в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе самостоятельных выводах.
Критерии оценивания научной работы: исследовательский характер;научность;новизна и актуальность;грамотное и логическое изложение материала;глубина владения материалом изучаемого вопроса;оформление работы. (Саникович, И.М. Научно-исследовательские работы школьников по русскому языку // Русский язык и литература.-2007.- №1)
Композициянаучно-исследовательской работы Введение……………………………. …….Глава 1. Ее название……………………..Глава 2. Ее название……………………..Глава 3. Ее название……………………..Заключение………………………………..Список использованной литературы……………………………….. (Саникович, И.М. Научно-исследовательские работы школьников по русскому языку // Русский язык и литература.-2007.- №1)
Требования к содержанию научной работы Титульный лист На титульном листе указывается:наименование учебного заведения, где выполнена работа;фамилия , имя и отчество автора;тема научной работы;фамилия , имя и отчество научного руководителя;город и год.
Требования к содержанию научной работы Оглавление Оглавление включаетнаименование всех глав , разделов с указанием номеров страниц , на которых размещается материал
Требования к содержанию научной работы Введение (вступление) Введение содержит:оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи, краткую характеристику литературы;обоснование необходимости проведения работы;определение цели и задач работы. (Рекомендуемый объем - до двух страниц)
Требования к содержанию научной работы Основная часть Основная часть состоит из глав (разделов) , в которых содержится материал по конкретно исследуемой проблеме. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. Необходимо делать ссылки на авторов и источники , из которых взят материал. (Рекомендуемый объем - 10-15 страниц.)
Требования к содержанию научной работыЗаключение Выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов и подводить итог исследования. Автор оценивает результаты своего труда, определяет дальнейшие перспективы работы.Список литературы Список литературы должен содержать перечень источников , использованных при написании работы.
Требования к содержанию научной работыПриложение (если таковое имеется) В приложении размещаются ксерокопированные материалы, схемы, таблицы, карты, фотографии, рисунки, чертежи и т. д. с обязательным указанием источника. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию работы. Каждое приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в тексте исследования.
Типичные недочеты в исследованиях школьников:недостаточность фактического материала (исследуется небольшое число единиц);отсутствие четких рамок , в пределах которых осуществляется отбор (произвольность и случайность отбора);субъективизм при отборе языкового материала;излишняя широта и многоаспектность темы;отсутствие количественного учета избранных для исследования фактов;изложение общеизвестных фактов , собранных из различных источников. (Саникович, И.М. Научно-исследовательские работы школьников по русскому языку // Русский язык и литература.-2007.- №1)
Типичные недочеты в исследованиях школьников:содержание не отвечает заявленной теме, отсутствует согласование введения , основной части и заключения.стилистическое расхождение между разными частями работы;неправильное оформление цитат или использование чужих мыслей без ссылок;пространная цитата не снабжена собственным комментарием;в приложение включаются документы , на которые в тексте отсутствуют ссылки; фотографии, карты, рисунки и т.д. не снабжены указанием источников.
Этапы работы над научным исследованиемОзнакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своими интересами выбрать тему.Выбранную тему обсудить на заседании своей секции и индивидуальной консультации с руководителем.Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, подобранную самостоятельно.На основе изученных материалов подготовить план собственного изучения темы.Выполнить исследовательскую работу.Оформить работу и на основе ее содержания подготовить выступление на итоговой конференции (10-15 минут).
Работа с литературным источникомОбщее ознакомление. Беглый просмотр.Внимательное чтение по главам и разделам. Выделение наиболее важного.Выборочное чтение. Перечитывание наиболее важного.Составление плана прочитанного материала.Полные выписки из прочитанного (цитата + ее библиографическое описание).Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками.Критическая оценка прочитанного и запись замечаний.
Оформление цитат и ссылок. Виды библиографических ссылок:внутритекстовые ссылки записываются непосредственно в строке после текста , к которому относятся;подстрочные (постраничные) оформляются под чертой внизу страницы , на которой оформлена цитата;затекстовые (концевые) приводятся в примечаниях в конце главы или всего основного текста;ссылки в квадратных скобках в конце цитаты, где первая цифра указывает порядковый номер источника в списке литературы, а вторая – страницу.
При цитировании необходимо помнить следующее: нельзя допускать искажений цитируемого текста;допускается сокращение , если это не ведет к искажению смысла , причем пропущенные слова заменяются многоточием , а фразы – знаком ;некорректно соединение двух цитат в одну;при повторных ссылках на издание на одной странице в сноске указывается: «Там же. С. …»;если ссылка приводится не по первоисточнику , необходимо указать: «Цитируется по: …»;недопустимо использование чужих мыслей (присвоение чужой интеллектуальной собственности) без ссылки на автора.
Использование электронных ресурсовИзбегайте ссылок на литературу и документы , размещенные на частных интернет-сайтах;Критически относитесь к электронным ресурсам , как и к печатной продукции;Ссылайтесь лишь на те интернет-ресурсы , которые имеют только электронную версию;Библиографическое описание электронного ресурса Интернета должно включать имя автора , дату публикации , название документа, адрес сайта , полный путь к документу , дату доступа (последнюю дату проверки ресурса).
Cоставление списка литературыКаждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием и в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий.Если авторов более трех, то указываются три имени в алфавитном порядке со словами «и др.»Источники располагаются в алфавитном порядке заглавий , если перед ними фамилии авторов не указаны (некоторые сборники , коллективные монографии и т. п.)Если используются архивные материалы , то они выделяются в отдельную группу «Архивные материалы» и располагаются перед литературными источниками с указанием номеров архивов и фондов.Названия работ иностранных авторов приводится только на языке оригинала.
Cоставление списка литературыКнига Фамилия, И.О. Название.- Место.:Издательство,год.Статья из сборника Фамилия, И.О. Название // Название сборника.- Место,год. – с.Статья из журнала Фамилия, И.О. Название // Название журнала.- Год.- №. - с.Статья из газеты Фамилия, И.О. Название // Название газеты.- Год.- Число и месяц. - с.
Нумерация страниц работы Страницы должны иметь поля и нумероваться по порядку. Первая страница, титульный лист, не нумеруется. На следующей странице в правом верхнем углу или внизу страницы посередине проставляется цифра «2» без точки и черточек и т. д.
Адрес сотрудничества. Научно – практическая конференция «Образ века, в слове явленный»Минск, ул.Рокоссовского, 138 Сайт гимназии №1 г.МинскаWWW.GYMN1.MINSK.EDU.BYE-mail: [email protected]
Основное условие успеха:«…успешное вовлечение школьников в творческую деятельность возможно лишь в том случае, если тема исследования небезразлична ученику , вызывает подлинный интерес и неподдельное желание найти ответ на поставленный вопрос». Саникович, И.М. Научно-исследовательские работы школьников по русскому языку // Русский язык и литература.-2007.- №1.- с.31.)
Рекомендуемая литература1. Демидова, А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы: Учебное пособие. –М., 19912. Ивочкина, Т.И. Ливерц, И.Н. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. -2000. -№33. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии. -1999. - № 1 – 24. Саникович, И.М. Научно-исследовательские работы школьников по русскому языку // Русский язык и литература.-2007.- №15. Чечель,И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе. М., 1998
Успехов в организации исследовательской работы в школе, уважаемые коллеги!
Здоровья и благополучия Вам!