О сохранности психического здоровья детей и создания условий для эмоционального благополучия в условиях ДОУ Неслучайные случайности в художественном мире Чехова Полякова Н.П., МБОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Манера письма УсловнаяТысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шёл по пустыне где-то в Сирии или Аравии…БытоваяНо удивительнее всего, что я никак не могу вспомнить, откуда попала мне в голову эта легенда. Читал где? Слышал?
Композиция рассказаБыть избранником …. – какой счастливый удел!Зачем, зачем вы меня лечили?
Сюжет рассказа1 глава. Приезд Коврина в имение.( «Решил проехаться…»)2 глава. Первая встреча с монахом. («странный мираж»)3 глава. Разговор с Песоцким. ( «нервный» - трижды)4 глава. Разговор с Таней. ( «полубольные, издерганные нервы») 5 глава. Вторая встреча с монахом. («галлюцинация») Объяснение с Таней.6 глава. Встречи с монахом. («восторг») Свадьба Коврина и Тани. 7 глава . Встреча с монахом. («странный») Болезнь. 8 глава. «Доктор приказал ехать в деревню». Ссора с Таней («пытка»). 9 глава Другая жизнь. Последняя встреча с монахом. Смерть Коврина.
Внешнее(форма) и внутреннее(смысл) в рассказеПризрак при первой встрече с Ковриным приходит с запада. Запад-страна смерти и мрака, «грешная земля», восток – земля -источник света.Монах является Коврину в сумерках на закате, на границе дня и ночи, подобно некоторым нечистым существам.Он возникает из чёрного вихря, из смерчевого столба, что тоже скорей свойственно демону, а не божественному вестнику.Улыбка монаха - ласковая и лукавая. «Лукавый – один из синонимов слова «чёрт», Чехов не мог не учитывать эти ассоциации.
Ключевое слово в рассказе «…в саду… было весело и жизнерадостно даже в дурную погоду… Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживленный вид, так это постоянное движение». (Гл. I) «И апостол говорит: постоянно радуйся. Радуйся и будь счастлив». (Гл. VII)«Он видел на полу около своего лица большую лужу крови и не мог от слабости выговорить ни одного слова, но невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо. Внизу под балконом играли серенаду; а черный монах шептал ему, что он гений». (Гл. IX)
ПространствоОбъясните организацию пространства в рассказе.
САД – символ рая
Неизвестное загадочное место …
Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии…
ВремяС какой целью Чехов использует в рассказе временные реалии?
Цветовая гамма В начале рассказаВ конце рассказа
Символика чиселКоврин поехал в свою родовую Ковринку и здесь прожил в уединении три неделиСад занимал десятин тридцатьМонах пронёсся по воздуху сажени триСъели и выпили тысячи на триПробило три часа Коврин работал ….два часа в суткиВступительная лекция была назначена на второе декабряУ него шла горлом кровь … раза два в месяцЖил он … с другой женщиной … на два года старше егоНеведомая сила за два года произвела столько разрушений в его жизни
От детали - к обобщению«… и всегда тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши». (Гл. I)«В древности один счастливый человек … испугался своего счастья – так оно было велико – и, чтобы умилостивить богов, принёс им в жертву свой любимый перстень». (Гл. VII)«Под Ильин день в доме служили всенощную. в старом громадном зале запахло точно кладбищем». (Гл. VIII)«… он вспомнил, как однажды он рвал в мелкие клочки свою диссертацию и все статьи, написанные за время болезни, и как бросал в окно…». (Гл. IX)«… разорванное письмо белело на полу . Он встал из-за стола, подобрал клочки письма и бросил в окно, но подул с моря лёгкий ветер, и клочки рассыпались по подоконнику». (Гл. IX)
Смена настроений героя в финале VIII глава 1) ненависть, раздражение, неудовлетворенность; 2) мирное, покорное настроение; 3) досада, горечь, ощущение безобразия; 4) мирное, покойное, высокое настроение; IХ глава 5) беспокойство, похожее на страх; 6) мирное, покорное, безразличное настроение; 7) беспокойство, похожее на страх.
Финал рассказа«Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна». Какова роль повторов в финале?
• «… невыразимое, безграничное счастье наполняло все его существо. Внизу под балконом играли серенаду, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает потому только, что его слабое человеческое тело уже утеряло равновесие и не может больше служить оболочкой для гения». Докажите, что основной приём в данном отрывке – антитеза. Чем завершается борьба двух противоположных сил?
«Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза всегда одета в будничное платье… Чехов умел передать ощущение красоты. Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни – все эти чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево». (В.В. Набоков. «Лекции по русской литературе»)