Натурфилософская лирика Ф.И.Тютчева Выполнила: Литвинович Екатерина
Певец природы Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы, прежде всего как певец природы. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь проникает собою всю лирику поэта.
Три периода творчества Тютчева Первый период (20 – 30-е гг.) – натурфилософская лирика Проникнут глубокой философской мыслью.Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Стихотворения, написанные в этот период: «Люблю грозу в начале мая»(1828), «Полдень»(1829), «Бессонница»(1829), «Листья»(1830), «Не то, что мните вы природа…»(1836), «День и ночь»(1839) и другие.
Три периода творчества Тютчева Второй период (40-е гг.) – социально-философская лирикаТютчев активно участвует в общественной жизни страны.Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей славянофилов.В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу.Тютчев пропагандировал идеи панславизма.Стихотворения, написанные в этот период: «Живым сочувствием привета…»(1840), «Колумб»(1844), «Море и утес»(1848), «Святая ночь на небосклон взошла…»(1849).
Три периода творчества Тютчева Третий период (50 – 60-е гг.) – нравственно-философская лирикаТревожные мотивы углубляются и перерастают в мрачное, безысходное восприятие жизни.Тютчев отмечает, что зло есть и в природе.Стихотворения, написанные в этот период: «Умом Россию не понять»(1866), «Природа - сфинкс»(1869), «Две силы есть – две роковые силы»(1869), и др. «Денисьевский цикл».
Натурфилософская лирика Формирование творческого метода Тютчева относится к концу 1820-х гг. – эпохи расцвета русского романтизма. Тютчев стремиться к единству «частной воли» человека с «универсальной волей» природы. Важнейшей проблемой лирики является проблема взаимоотношения ее личности с миром.
Натурфилософская лирика Прошлое лишь призрак, настоящее неумолимо уходит и тоже становится призраком, отсюда вытекает осознание реальности как «утомительного сна» и невозможности адекватно понять ее. Осознание этого рождает определение мира как «бездны».
Переходные состояния Переходные состояния – пограничные, в которых сходятся антиномии. Тютчева по-особому волнуют едва уловимые признаки смены явлений, зыбкая грань между ними.
Переходные состояния Полдень Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая oбъeмлeт, И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.
Красота природы В стихотворениях Тютчева исследователи отмечали не только красоту и яркость картин природы, но и глубокое философское содержание.
«На бесконечном на вольном просторе…» Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И. Тютчева. Тютчевская природа – это и пейзаж, населённый растениями, животными, людьми, и космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания.
Вопросы, волнующие поэта Что такое Вселенная, земля, каковы тайны рождения и смерти человека, какое место он занимает в мире и какова его судьба?
«Не то, что мните вы, природа…»Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
Поэзия мысли «Мысль всегда сливается с образом, взятым из мира Души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Тургенев И.С. В своих стихотворениях поэт соединил две жизни – жизнь человеческую и жизнь природы.
«Каждое из стихотворений – солнце, то есть самобытный, светящийся мир». А.А.Фет
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!