Презентация к уроку литературы в 6 классе«Литературоведческий анализ рассказаВ.Г.Распутина «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ ст.Луковскойимени С.Г.Астанина Моздокского района Горичная Наталья Фёдоровна
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:Повторив теорию литературы, выполнить литературоведческий анализ рассказа В.Распутина «Уроки французского».Опираясь на текст произведения и материалы презентации, найти ответ на проблемный вопрос урока. Формировать коммуникативную и аналитическую компетенцию.Воспитывать нравственные качества на примере личности автора и героя произведения «Уроки французского».
.Эпиграфы к уроку:Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,так и взрослого читателя. В.Г.Распутин.Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. В.А. Сухомлинский.
Из истории произведения:Прототипом главной героини рассказа «Уроки французского» стала Лидия Михайловна Молокова- преподаватель будущего писателя Распутина.
Идея рассказа Почему, мы так же, как перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,- нет, а за то, что сталось с нами после».
Что вдохновило В.Распутина на создание рассказа?Вот как он сам ответил на этот вопрос:«Написав «Уроки французского», я считал, что только начал отдавать свой благодарный долг школе и учителю. К сожалению, до конца я его не исполнил… Может быть, ещё удастся… Надо бы! Учитель заслужил большего, чем о нём сказано и говорят!»
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА:Поступок Лидии Михайловны - педагогическое преступление или ?..
СОДЕРЖАНИЕТЕМАИДЕЯКОНФЛИКТПРОБЛЕМАТИКАФОРМАЖАНР СЮЖЕТ СИСТЕМА ОБРАЗОВ ДЕТАЛЬ ПОРТРЕТ ПЕЙЗАЖ
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:«Наведи порядок»«Меня снова избили».«Игра в чику».«Это преступление. Растление. Совращение».«Началась моя самостоятельная жизнь».«Я стал выигрывать».«Начались для меня мучительные и неловкие дни».«Я быстро приловчился к «замеряшкам».«Через три дня Лидия Михайловна уехала».«Они били меня по очереди». «Три красных яблока.»«Заглянув в посылку, я обомлел…»«Наказание превратилось в удовольствие».« После уроков останешься».Выберите из предложенных вариантов ответов правильный и впиши БУКВУ в графу ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:«Наведи порядок»Работа выполняется каждым учеником самостоятельнона другой стороне листа с кроссвордом.Выберите из предложенных вариантов ответов правильный и впиши БУКВУ в графу ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. А) 7, 3, 8 , 10, 9, 12, 1,6, 11,13, 4, 2, 5Б) 4, 2, 5, 9, 13, 1,6, 11,12, 7, 3, 8 , 10В) 1,6, 11, 7, 3, 8 , 10,2, 4, 12, 5, 9,13
КОНФЛИКТЫ В РАССКАЗЕ:
УРОК МУДРОСТИНикогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд. Для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идёт за ним следом».
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».
«Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».
«Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ
УРОК МУДРОСТИ«Иной раз полезно забыть, что ты учительница… Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому».
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА УЧИТЕЛЬНИЦЫ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Ответьте письменно на вопрос:Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику и всем нам?
Учебник «Литература» 6 класс под редакцией М.А.Снежневской, О.М. Хреновой «Мнемозина»,2009Учебник «Литература» 6 класс под редакцией М.А.Снежневской, О.М. Хреновой «Мнемозина»,2009Музыкальное сопровождение: http://muzofon.com/search/Стопка книг: http://fr.fotolia.com/id/24571481Портреты В.Распутина: http://viperson.ru/wind.php?ID=12712http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/rasputin/rasputin_valentin.shtmlПортрет прототипа Л.М. http://pravmir.ru/stat-content/sc_printer_2304.htmlПортреты героев фильма: www 1 TV RUS. COMИллюстрация к рассказу: http://school collection.edu.ru/catalog/rubr
Эпиграф 2 http://www.epwr.ru/quotation/txt_470_8.phpЭпиграф 2 http://www.epwr.ru/quotation/txt_470_8.phpОткрытая книга: http://www.artsides.ru/?ItemID=3855&SetID=66 Книга и свеча: http://bestanimationgif.com/gallery/cats?id=36&page=2 Макароны: http://www.puzo2arbuza.ru/poleznyie-sovetyi/testo/kak-pravilno-prigotovit-makaronyi Карандаш: www.vpilot.chat.ruТри красных яблока: http://wallpaper.zoda.ru/food/wpnkaw.htmlМальчик с книгой: http://phototimes.ru/image/7218960/Фильм «Уроки французского»: http://my-hit.ru/film/2676