Собственно диалог может существовать как: Самостоятельный публицистический текст Философский жанр Основная форма речи в драматических произведениях Диалогические вкрапления в виде речи персонажей в текстах художественной прозы
Классический пример включения диалога в монологическое повествование: За дверью стоял Благов. Я удостоверил его личность. Жора впустил его в магазин и сказал, что часа через два он придет к нам погреться и попить кипятку. – Вот что, – сказал Благов. – Я все думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы. – Что же поделаешь! – ответил я. – Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь, потому что возвращаться домой, на Лонжерон, невозможно – наверняка разденут. И при вас я пройдусь по рукописи. – Что значит «пройдусь»? – спросил я. – «Пройтись» – это значит выправить. – Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова. – А что же вы сделаете? – А вот увидите. В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился. [...] (К. Паустовский. Золотая роза).
Формы диалога