«Всёпроникающая магия слова»
Цели урока Показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы; Сформировать представление о поэзии «серебряного века»; Познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков; Знать характерные черты литературных течений поэзии «серебряного века»
Возникновение различных литературных течений в конце XIX-начале XX века Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на рубеже XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии.
Что мы ждём от современной литературы? Что мы ждём от современной литературы? Помочь разобраться в нашей действительности. Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиций вечности. Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии. Позавчерашний день мы помни лучше вчерашнего. XIX столетие мы знаем подробнее XX. К этому были веские исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычный интерес к так называемым «белым пятнам», одним из которых и является «серебряный век». Что же это за явление в русской литературе?
Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли. Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли. Этот фон составляли: Русско-японская война; Трагедия на Ходынском поле; Потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию. Человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира. Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию. Человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира. Начало века А. Блок определил как «минута смятения и борьбы лжи и правды»
Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы. Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы. На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества.
Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский и другие известные поэты. Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский и другие известные поэты.
Три века поэтов Три века поэтов Когда поэт ещё невинен был, Он про себя иль на ухо подруге, Счастливец, пел на воле, на досуге И на заказ стихами не служил. Век золотой! Тебя уж нет в помине, И ты идёшь за баснословный ныне. Тут век другой настал вослед ему. Поэт стал горд, стал данник общежитью, Мечты свои он подчинил уму, Не вышнему, земному внял наитью И начал петь, мешая с правдой ложь, Высоких дам и маленьких вельмож. Им понукал и чуждый, и знакомый; Уж сын небес — гостинный человек: Тут в казнь ему напущены альбомы, И этот век — серебряный был век.
Начало «серебряного века» русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Поэты «серебряного века» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности» и в некоторых вполне умеренных реформах стиха. Хотя хронологически «серебряный век» русской поэзии занимает два десятилетия, но его значение в истории русской литературы огромно.
Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых перемен Всё, изменяясь, изменило, Везде могильные кресты, Но будят душу с прежней силой Заветы творческой мечты. Безумье вечное поэта – Как свежий ключ среди руин… Времён не слушаясь запрета, Он в смерти жизнь хранит один.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах Владимира Соловьёва Подвиг сердца женского, Тень мужского зла, Солнца блеск вселенского И земная мгла… Что разрывом тягостным Мучит каждый миг – Всё ты чувством благостным В красоте постиг.
Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введнию новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма. Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введнию новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.
Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний. Одна из программ преподана в ставших хрестоматийными строчках В.Я. Брюсова ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 15 июля 1896
Символизм Символизм – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. Суть программы – наша задача – «загипнотизировать читателя» (В.Брюсов), вызвать у него ответное чувство. Поэтам-символистам принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала. Тезисом к литературному манифесту поэтов-символистов могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». Сформировался в России в 1890-1900 годы.
Старшие символисты Характерные слова-образы из поэзии символистов: бездна, ночь, дух, миры, любовь, кормило, сретенье, светила, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень. Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Ключевое слово – «СИМВОЛ»
Акмеизм Акмеизм (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами. Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности. Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность. Тезисом к литературному манифесту акмеистов могли служить следующие слова: «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого из них, причём вес ничтожнейшего всё-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтому перед лицом небытия все явления – братья». Ключевое слово – «ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЧЕГО-ЛИБО, ЦВЕТУЩАЯ СИЛА»
Поэты-акмеисты Характерные слова-образы: лыжи, месяц, небо, луг, дворец, окошки, тишина, тропинка, дрожки, прорубь, ива, дерево, русалка, путь, ветка, галки. Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства» В 1911-1914 гг. Н.С. Гумилёв объединил акмеистов в группу «Цех поэтов»
Футуризм Футуризм – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее. Если символизм – «поэзия намёков», акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции). Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари («Пощёчина общественному вкусу»). Ключевое слово – «БУДУЩЕЕ» Слова-образы: небо, труп, звёзды, черни, туман, боль, обман, эфиопы, ухватка, сыпь, вязь, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверия, руки, паук, характерная рифма – «шампанском – испанском»
Поэты-футуристы Тезисом к литературному манифесту футуристов звучали такие слова: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание». Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное индивидуальное развитие. Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
Писатели, не входившие в литературные группировки Иван Бунин – лауреат Нобелевской премии. Борис Пастернак – лауреат Нобелевской премии. Иннокентий Анненский знал 14 иностранных языков, автор сборника «Кипарисовый ларец». Максимилиан Волошин сделал наброски структурных пород Крымского побережья. Марина Цветаева говорила: «Единственный справочник: собственный слух, единственный учитель: собственный труд, единственный судья: будущее». Владислав Ходасевич жил предчувствием ожидающих Россию потрясений
В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили своё существование. В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили своё существование.
Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия.
Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской. Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.
Русский «серебряный век» неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний. Русский «серебряный век» неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний. Свет незабываемых зорь «серебряного века» навсегда останется в истории России. Герой литературы рубежа веков – носитель вечной, всеэпохальной мудрости, вне которой сущность бытия остаётся полностью непостигнутой.
Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Никогда- ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на стыке XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии. Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на стыке XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии. Перед вами предстали самые яркие представители всех основных направлений поэтической эпохи смены двух веков. Это символизм и его скучающие идеалисты-романтики – Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок. Это акмеизм и его «воинствующие» материалисты – Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. Это футуризм и его эпатажные «будетляне» – Хлебников, Маяковский, Северянин.
Что же такое Серебряный век русской поэзии? Свежесть форм и содержания. Революция стиха. Это три счастливых и последних десятилетия возможности выражать по-новому через поэзию настоящий дух времени, искать правду в полный голос. За веком вольно-лирическим начался век железного тоталитаризма, где воздух свободного творчества стал перекрыт.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!