«Всёпроникающая магия слова»
Цели урока Показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы;Сформировать представление о поэзии «серебряного века»;Познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков;Знать характерные черты литературных течений поэзии «серебряного века»
Возникновение различных литературных течений в конце XIX-начале XX века В оный день, когда над миром новымБог склонял лицо своё, тогдаСолнце останавливали словом,Словом разрушали города. Н. Гумилёв Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на рубеже XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии.
Что мы ждём от современной литературы? Помочь разобраться в нашей действительности. Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиций вечности. Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии. Позавчерашний день мы помни лучше вчерашнего. XIX столетие мы знаем подробнее XX. К этому были веские исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычный интерес к так называемым «белым пятнам», одним из которых и является «серебряный век».Что же это за явление в русской литературе?
Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли.Этот фон составляли:Русско-японская война;Трагедия на Ходынском поле;Потрясения 1905-1907 годов.История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию. Человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира.Начало века А. Блок определил как «минута смятения и борьбы лжи и правды»
Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы.На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества. Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни.Наступил «серебряный век». Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.
Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский и другие известные поэты.
Три века поэтовКогда поэт ещё невинен был, Он про себя иль на ухо подруге, Счастливец, пел на воле, на досуге И на заказ стихами не служил.Век золотой! Тебя уж нет в помине, И ты идёшь за баснословный ныне. Тут век другой настал вослед ему. Поэт стал горд, стал данник общежитью, Мечты свои он подчинил уму, Не вышнему, земному внял наитью И начал петь, мешая с правдой ложь, Высоких дам и маленьких вельмож. Им понукал и чуждый, и знакомый; Уж сын небес — гостинный человек: Тут в казнь ему напущены альбомы, И этот век — серебряный был век. Сам термин восходит к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается «золотым», а заканчивается «железным» веком.Примечательно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению П.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом веке».
Начало «серебряного века» русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Поэты «серебряного века» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности» и в некоторых вполне умеренных реформах стиха.Хотя хронологически «серебряный век» русской поэзии занимает два десятилетия, но его значение в истории русской литературы огромно.
Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых перемен Всё, изменяясь, изменило,Везде могильные кресты,Но будят душу с прежней силойЗаветы творческой мечты.Безумье вечное поэта – Как свежий ключ среди руин…Времён не слушаясь запрета,Он в смерти жизнь хранит один. В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах Владимира Соловьёва Подвиг сердца женского,Тень мужского зла,Солнца блеск вселенскогоИ земная мгла…Что разрывом тягостнымМучит каждый миг –Всё ты чувством благостнымВ красоте постиг. «Конец истории сошёлся с её началом» Владимир Соловьёв стоит у истоков русского «серебряного века» как начало для духовного взлёта целой культурной общности творцов.
Поэтам «серебряного века» дороги и близки все явления живой природы, культуры, космоса.Славлю в равной мереКапельку и море, – пишет один символист, а другой как бы откликается: Хочу, чтоб всюду плавалаСвободная ладья.И Господа, и ДьяволаХочу прославить я. Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введнию новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма.
Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний.Одна из программ преподана в ставших хрестоматийными строчках В.Я. Брюсова ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим,Ныне даю я тебе три завета:Первый прими: не живи настоящим,Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.Юноша бледный со взором смущенным!Если ты примешь моих три завета,Молча паду я бойцом побежденным,Зная, что в мире оставлю поэта.15 июля 1896 В.Я. Брюсову были свойственны стабильность мироощущения, поэтизация твёрдых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к «серебряному веку»Поэзия «серебряного века» – это уникальное художественное пространство
Символизм – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.Суть программы – наша задача – «загипнотизировать читателя» (В.Брюсов), вызвать у него ответное чувство.Поэтам-символистам принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала. Тезисом к литературному манифесту поэтов-символистов могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».Сформировался в России в 1890-1900 годы.
Старшие символисты Характерные слова-образы из поэзии символистов: бездна, ночь, дух, миры, любовь, кормило, сретенье, светила, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень.Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.Наиболее талантливые из них по своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.Ключевое слово – «СИМВОЛ» К.Бальмонту свойственно непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями, автор сборника стихов «В безбрежности» М.Кузмину свойственны многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность Младшие символисты
Акмеизм Акмеизм (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность.Тезисом к литературному манифесту акмеистов могли служить следующие слова: «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого из них, причём вес ничтожнейшего всё-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтому перед лицом небытия все явления – братья».Ключевое слово – «ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЧЕГО-ЛИБО, ЦВЕТУЩАЯ СИЛА»
Поэты-акмеисты Характерные слова-образы: лыжи, месяц, небо, луг, дворец, окошки, тишина, тропинка, дрожки, прорубь, ива, дерево, русалка, путь, ветка, галки.Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства»В 1911-1914 гг. Н.С. Гумилёв объединил акмеистов в группу «Цех поэтов»
Футуризм Футуризм – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.Если символизм – «поэзия намёков», акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари («Пощёчина общественному вкусу»).Ключевое слово – «БУДУЩЕЕ»Слова-образы: небо, труп, звёзды, черни, туман, боль, обман, эфиопы, ухватка, сыпь, вязь, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверия, руки, паук, характерная рифма – «шампанском – испанском»
Поэты-футуристы Тезисом к литературному манифесту футуристов звучали такие слова: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное индивидуальное развитие.Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
Писатели, не входившие в литературные группировки Иван Бунин – лауреат Нобелевской премии.Борис Пастернак – лауреат Нобелевской премии.Иннокентий Анненский знал 14 иностранных языков, автор сборника «Кипарисовый ларец».Максимилиан Волошин сделал наброски структурных пород Крымского побережья.Марина Цветаева говорила: «Единственный справочник: собственный слух, единственный учитель: собственный труд, единственный судья: будущее».Владислав Ходасевич жил предчувствием ожидающих Россию потрясений
Основополагаюший вопрос:О чем «кричит наш дух?..» «Один среди враждебной рати Не их, не наш, ни свой, ничей» М.Волошин. В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям. В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили своё существование.
Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки.Она забрасывала свои семена в будущее.Нить преданий и традиций не прервалась.Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться.Впереди нас ждут новые и новые открытия.
Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.
Русский «серебряный век» неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний.Свет незабываемых зорь «серебряного века» навсегда останется в истории России.Герой литературы рубежа веков – носитель вечной, всеэпохальной мудрости, вне которой сущность бытия остаётся полностью непостигнутой.
Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.Никогда- ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на стыке XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии. Перед вами предстали самые яркие представители всех основных направлений поэтической эпохи смены двух веков.Это символизм и его скучающие идеалисты-романтики – Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок.Это акмеизм и его «воинствующие» материалисты – Гумилёв, Ахматова, Мандельштам.Это футуризм и его эпатажные «будетляне» – Хлебников, Маяковский, Северянин.
Что же такое Серебряный век русской поэзии? Свежесть форм и содержания.Революция стиха.Это три счастливых и последних десятилетия возможности выражать по-новому через поэзию настоящий дух времени, искать правду в полный голос.За веком вольно-лирическим начался век железного тоталитаризма, где воздух свободного творчества стал перекрыт.
Спасибо за внимание!