Учебно-методическое обеспечение реализации новых ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
Стандарты имеют единую нормативную базу ФГОС ДО ФГОС дошкольного образования 25 ноября 2013 г. ФГОС НОО ФГОС начального общего образования (1-4 кл.) 6 октября 2009 г. ФГОС ООО ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) 17 Декабря 2010 г. ФГОС СОО ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) 15 июня 2012 г. ФГОС НОО ОВЗ ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (срок обучения от 4 до 6 лет) ФГОС ОО УО ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (срок обучения от 9 до 13 лет) Федеральные государственные образовательные стандарты Утверждение в МОиН РФ 19.12.2014 Зарегистрированы в Минюсте 03.02 2015 г. Введение в действие с 01.09.2016 Уровневое образование Не предусмотрено уровневое образование
закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование; в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»; определены 4 варианта образовательных программ; снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым. Инновационность ФГОС
Обеспечение нормативно-правовой базы полномасштабной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство страны Описание структуры, условий, планируемых результатов обучения 9-ти категорий обучающихся Гарантируется удовлетворение особых образовательных потребностей – специальная помощь детям с ОВЗ, способным получать образование в условиях инклюзии Гарантируется целенаправленная и систематическая организация взаимодействия (интеграция) обучающихся с ОВЗ со сверстниками без таких ограничений О концептуальных положениях «специальных ФГОСов»
к структуре АООП (в том числе соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему); к условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения АООП. Требования «специальных ФГОСов»
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - совокупность обязательных требований к начальном общему образованию разных групп детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Стандарт учитывает: неоднородность состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; наличие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особых образовательных потребностей; необходимость создания специальных условий получения образования, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ В ОСНОВЕ ФГОС: деятельностный + дифференцированный подходы: Развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит: от характера организации доступной им деятельности (учебной) в образовательном процессе; разнообразия организационных форм образовательного процесса; индивидуального подхода к каждому обучающемуся с ОВЗ.
Структура АООП НОО обучающихся с ОВЗ пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: программа формирования УУД у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий в соответствии с Приложениями 1–8) на ступени НОО; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО в соответствии с Приложениями 1–8); программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа внеурочной деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Варианты АООП НОО Не достигается уровень НОО Достигается уровень НОО Группы обучающихся с ОВЗ Варианты АООП НОО Глухие 1.1 1.2 1.3 1.4 Слабослышащие и позднооглохшие 2.1 2.2 2.3 Слепые 3.1 3.2 3.3 3.4 Слабовидящие 4.1 4.2 4.3 4.4 С тяжелыми нарушениями речи 5.1 5.2 С НОДА 6.1 6.2 6.3 6.4 С ЗПР 7.1 7.2 С РАС 8.1 8.2 8.3 8.4
Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 1 образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения; Вариант 2 образование обучающихся с ОВЗ образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения; Вариант 3 образование обучающихся с ОВЗ образованию здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения; Вариант 4 обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительные ограничения.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее — ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования На основе Стандарта организация может разработать один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях На основе АООП НОО (3 и 4 варианты) при необходимости разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР) В структуру АООП НОО (1 вариант) обязательно включается Программа коррекционной работы (ПКР) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее –Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее –АООП)в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее –организация). ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью АООП разрабатывается на основе Стандарта
Общая характеристика структуры АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью включает обязательную часть и часть, формируемую между участниками образовательного процесса в соотношении 70% к 30%; соответствует структуре основной образовательной программы начального общего образования, но содержательное наполнение структурных компонентов изменено с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; включает, наряду с программой коррекционной работы, программы коррекционных занятий, номенклатура которых определяется коррекционно-развивающей областью учебного плана, а содержание – особыми образовательными потребностями обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Варианты сроков освоения требований Стандарта обучающимися с легкой умственной отсталостью
Структура АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Разделы АООП целевой содержательный организационный пояснительная записка программаформирования базовых учебных действий учебный план планируемые результаты программы отдельных учебных предметов система специальных условий система оценки достижения планируемых результатов программы коррекционных занятий программа духовно-нравственного развития программа внеурочной деятельности программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Структура учебного плана: Обязательная часть, которая включает предметные области, каждая из которых представлена определенным набором учебных предметов ; Часть формируемая между участниками образовательных отношений (вариативная часть); Коррекционно-развивающая область; Внеурочная
Этапы реализации учебного плана Содержание учебного плана реализуется в 3 этапа: I этап ― (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы; II этап ― 5-9 классы; III этап ― 10-12 классы. Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, совершенствование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. На III-м этапе решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что необходимо для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.
I. Обязательная часть учебного плана Предметные области Учебные предметы Классы Язык и речевая практика Русский язык Чтение(Литературное чтение) Речевая практика 1(1I)-9(12) 1(1I)-9(1)2 1(1I)-4 Математика Математика Информатика 1(1I)-9(12) 7-9(12) Естествознание Мир природы и человека Природоведение Биология География 1(1I)-4 5-6 7-9 6-9 Человек и общество Мир истории История Отечества Основы социальной жизни Этика Обществоведение 6 7-9 5-9(12) 9-12 9-12 Искусство Музыка Изобразительное искусство 1(1I)-5 1(1I)-5 Технологии Ручной труд Профильный труд 1(1I)-4 5-9(12) Физическая культура Физическая культура 1(1I)-9(12)
II. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов
III. Коррекционно-развивающая область Коррекционные курсы (логопедические и психокоррекционные занятия) Ритмика
IV. Внеурочная деятельность направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное. организационные формы: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д.
Условия реализации АООП кадровые: характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьного образования финансовые: параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения материально-технические : организация пространства; временного режима обучения; рабочего места; технические средства комфортного доступа к образованию; специальные учебники и рабочие тетради, специальный дидактический материал, специальные компьютерные инструменты обучения
Требования Стандарта к предметным результатам освоения АООП Предметные результаты: самостоятельность использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач
Требования Стандарта к личностным результатам освоения АООП Личностные результаты освоения АООП . включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося, ценностные установки оцениваются на основании применения ме то да экспертной оценки в форме проведения психолого-медико-педагогического консилиума
Запрос педагогов на профессиональную поддержку
Замечания на полях… Апробация ФГОС началась в ситуации отсутствия примерных АООП и неготовности стандарта Стандарт нуждается в редактировании Нужны методические рекомендации по каждому варианту программы Нужно Инструктивное письмо по внедрению ФГОС _ОВЗ Возможность и механизм перехода с варианта на вариант программы необходимо закрепить Идея инклюзии продекларирована, но не обеспечена. (понятие «совместное обучение» многозначно, АОП нет) Повторный срез мониторинга готовности