И.А. Бойцов Курсовое обучение русскому языку в неязыковой среде
Мотивация (общие данные)
Мотивация (сравнительные данные)
Ключевые слова, характеризующие имидж современной России
Ключевые слова, характеризующие имидж современной России
Ключевые слова, характеризующие имидж современной России
1. Педагогическая система курсового обучения РКИ является самостоятельной формой овладения языком, получившей статус профиля обучения языку наряду с другими профилями: школьным, подготовительным, филологическим, нефилологическим и другими. 2. Курсовое обучение сегодня является наиболее распространенной и эффективной формой овладения РКИ за рубежом и представляет многофункциональную систему с собственными лингводидактическими характеристиками. 3. Особенностями современного курсового обучения за рубежом являются: вариативность и особенности целеполагания, напрямую зависящие от социального заказа общества и индивидуальных коммуникативных нужд учащихся. 4. Методика организации занятий в рамках курсового обучения стремится использовать мировой методический опыт, с одной стороны, и национальных образовательных систем с другой.
1. специфика и принципы курсового обучения: краткосрочность, системность, дополнительный характер, особенности целеполагания, интенсивность, страноведческая направленность обучения, аспектно-комплексный подход при введении и закреплении материала, учет индивидуально-психологических особенностей учащихся; 2. распространение курсовой формы обучения иностранным языкам всегда определяется социальным заказом общества, зависящим от требований времени и изменений в общественном сознании. 3. специфика курсового обучения в отличие от стандартного вузовского образования иностранцев в России (в языковой среде) не ставит как основную задачу формирования личности учащегося; оно направлено прежде всего на удовлетворение индивидуальных, познавательно-творческих потребностей слушателей курсов
На курсовую форму обучения языка влияют: – политическая и социально-экономическая ситуация; – образовательная ситуация; – технический прогресс (распространение компьютерных технологий, мультимедийных курсов и Интернет-ресурсов в качестве важнейших средств обучения иностранным языкам); – методическая (разработка единой шкалы и общих параметров уровней владения иностранными языками, внедрение централизованной (государственной) системы тестирования
Унификация всех курсов в методическом плане: ориентация при организации групп на уровни владения языком учащихся, определенный набор спецкурсов и культурных мероприятий, централизованная система тестирования и проч. Создание в условиях зарубежных курсов РКИ языковой и культурной микросреды, обладающей чертами естественной языковой среды, что достигается широким распространением внеаудиторной работы (кружки, секции, культурные мероприятия и т.п.)
Среди наиболее обсуждаемых проблемных вопросов курсового обучения вне языковой среды выделим следующие: - Заметное сокращение изучения русского языка в современном мире. - Курсовое обучение другим иностранным языкам за рубежом (на примере стран СНГ, Западной, Восточной и Центральной Европы); - Типологическая классификация краткосрочных курсов по русскому языку за рубежом (курсы для детей соотечественников, курсы для школьников, абитуриентов российских вузов, интенсивные (недельные, 2-х нед., месячные и под. курсы для специалистов и т.д; - Курсовое обучение и вопрос интенсивности обучения РКИ; - Курсовое обучение и вопросы лингвокультурологии; - - Уровневая система владения русским языком как основа преемственности в системе курсового обучения русскому языку как иностранному; - Государственное сертификационное тестирование по РКИ и курсовое обучение; - Национальная культура как конституирующая основа характеристики иностранного учащегося; - Фактор культурной дистанции и национально-обусловленные барьеры межличностного общения; - Национально-психологические особенности иностранных учащихся, определяющие их взаимодействие с представителями других культур; - Роль родного языка учащихся в курсовом обучении русскому языку как иностранному;