Е.Е. Юрков, Л.В. Московкин, И.А. Бойцов и др. Новый учебный комплекс по русскому языку для иностранных студентов «УСПЕХ» (элементарный уровень)
Характеристики коммуникативного обучения: Содержание обучения определяется на основе анализа коммуникативных потребностей иностранных учащихся; Учебный материал в условиях коммуникативного обучения организуется не только по грамматическому, но и по понятийно-функциональному принципу; 3) Весь новый речевой и языковой материал вводится в контексте конкретных ситуаций общения;
4) Учащиеся на занятиях обычно работают в группах и парах, и их деятельность является либо имитацией реального общения, либо (и это главное) подлинным общением на иностранном языке; 5) С самых первых занятий все виды речевой деятельности взаимосвязаны; любая разновидность учебной работы может включать чтение, говорение, слушание и письмо;
6) Основная задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать коммуникацию учащихся и следить за ее протеканием. Работа над языковой формой, в том числе предупреждение и устранение языковых ошибок, является только вторым по значимости видом деятельности; 7) Учебные занятия проводятся полностью на изучаемом языке.
Основные условия реализации коммуникативно-деятельностного подхода: Ситуативно-тематическое представление учебного материала; Функциональность (от функций, от интенций к средствам их выражения); Принцип коммуникативной тренировки и коммуникативной практики;
4) Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности; 5) Принцип системности (систематизация коммуникативно-речевого и языкового материала); 6) Принцип сознательности.
Учебный комплекс «Успех»: «Книга для студента» + CD «Рабочая тетрадь» «Аудиоприложение» + CD «Книга для чтения» «Книга для преподавателя»
Основные требования: Коммуникативность Сознательность и системность Мотивация Прогнозирование реакции студентов Прогнозирование трудностей
Первые шесть уроков. Вводный курс: Постановка звуков, работа над ритмикой слова и интонацией предложения Введение лексики, необходимой для «выживания» Введение ряда базовых грамматических тем: род и число имен существительных, спряжение глаголов (настоящее время), наиболее типичные вопросы и ответы на них Речевой материал
Темы: В университете В магазине В общежитии Мой рабочий день В столовой На улицах города В транспорте Моё свободное время
Темы (продолжение): В библиотеке На почте В кинотеатре В гостях У врача Экскурсии и путешествия
Грамматический материал курса Части речи: Имя существительное: род, число, склонение, одушевленность/неодушевленность Имя прилагательное: род, число, склонение (косвенные падежи для пассивного усвоения) Глагол: спряжение, время, вид Местоимения личные, притяжательные, указательные, вопросительные Наиболее употребительные наречия, предлоги, союзы, частицы
Предложения: Простые двусоставные; отдельные виды односоставных (Меня зовут… Мне жарко. Мне 20 лет) Сложносочиненные бессоюзные, с союзами и, а, но Сложноподчиненные с союзами и союзными словами который, что, где, куда, откуда, когда, потому что, поэтому, если, чтобы