Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе
“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Задача, стоящая перед школой– это формирование человека, который бы смог самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения и их реализовывать
В учебном плане образовательного учреждения отражается:состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также внеурочную деятельность;максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся; направления внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью -оптимизирование учебной нагрузки обучающихся-улучшение условий для развития ребенка-учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихсясоздание условий для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровьяформирование коммуникативной, этнической, социальной компетентности школьников-формирование у детей социокультурной идентичностиразвитие личностных качеств на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантностиразвитие творческого мышления
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности:Физкультурно-спортивноедуховно - нравственноесоциальноеобщеинтеллектуальноеобщекультурное
Формы экскурсии кружки секцииконференции диспуты школьные научные общества олимпиадысоревнования поисковые и научные исследования социальные проектыобщественно полезные практики и др.
Было ЕстьВ старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей самостоятельно планировали свою деятельность.В новых ФГОСах время, отводимое на на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением. Дети сами выбирают, чем хотят заниматься в это время — посещать творческие кружки и спортивные секции или участвовать в научных семинарах и ходить на экскурсии
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУчебный план образовательного учрежденияЧасть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования)Дополнительное образование образовательного учрежденияОрганизация кружков, спортивно-оздоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.. Дополнительное образование учреждений культуры и УДОДОрганизация деятельности как на базе образовательных учреждений, так и на базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культурыГруппы продлённого дняДеятельность воспитателей ГПД, например в рамках «школы полного дня»Классное руководствоДеятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
Модели внеурочной деятельности модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);модель «школы полного дня»;оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения)
Модель дополнительного образования.Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.
Модель «школы полного дня». создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня;содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов; создание здоровьесберегающей среды, оптимизация двигательной активности, организация рационального питания, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей;построение индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Спасибо за внимание.