СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Педагогические понятия Компетенция –это определённаяобласть (сфера)окружающейдействительностиили деятельности Компетентность-способность, умениеосуществлять действияв этой области илиразличных областяхокружающейдействительности наоснове опыта,имеющихся знаний,постоянногосамообразования
Классификация компетентностей Ключевые (коммуникативная, информационная, предметная, социальная, нравственная, математическая, автономизационная ).По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, культурно-досуговая). В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии).
Классификация компетентностей По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).
Образовательные стандарты
Сравнительная характеристика стандартов образования
Профессиональная компетентность характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром
Содержание профессионально-личностных компетенций учителя адаптационно-цивилизационные; социальные ;социально-организационные;профессиональные; коммуникативные;ценностно-смысловые.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований
Дидактические требования Чёткое формирование образовательных задачОпределение оптимального содержания урокаПрогнозирование уровня усвоения учащимися научных знанийВыбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроляРеализация на уроке всех дидактических принципов.
Психологические требования Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обученияОсобенности самоорганизации учителяОрганизация познавательной деятельностиОрганизация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и уменийОрганизованность учащихсяУчёт возрастных особенностей
Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональнымТемп и ритм урока должны быть оптимальнымиПолный контакт учителя и учащихсяАтмосфера доброжелательности и активного творческого трудаСмена видов деятельностиОбеспечение активного учения каждого ученика
Требования к гигиене урока Температурный режимПроветриваниеОсвещениеПредупреждение утомленияЧередование видов деятельностиФизкультминуткаПравильная рабочая поза учащихся.Соответствие роста школьной мебели.
Процесс формирование компетенций у учащихся школы будет наиболее продуктивным, если обучение носит деятельностный характер;идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников;активизируется практическая направленность школьного образования;учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика.