Родительское собрание на тему «Нравственные уроки моей семьи»Нравственность-это разум сердца..Г. Гейне
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. СЕМЬЯ – РЕБЁНОК - ОБЩЕСТВО
Семья – главный институт воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.В семье закладываются основы личности ребенка.К поступлению в школу ребенок уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка.
В.А.Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Что же представляет собой нравственное воспитание? Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.Это развитие ума.Формирование отношения к добру и злу.Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Основные пути и условия формирования нравственности ребенка в семье: Атмосфера любви. Сердечная привязанность, любовь, чуткость, заботливость членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2. Атмосфера искренности. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.
3. Разъяснение. Воздействие словом.-Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает без нас.-Надо задумываться над тоном и манерой разговора, чтобы избежать «скучных проповедей».-Надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
Ошибки в семейном воспитании: Упреки. Основное зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
2) Наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
3) Порицание. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
4) Запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.«...искусство повеления и запрета ... дается нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветет всегда».
Необходимо: Воспитывать чувства.Регулярный труд в присутствии ребенка.Исключение прибавочных раздражителей из жизни ребенка.Оградить ребенка от контакта с безнравственными людьми.
Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого ребенка.
Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит, нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Нравственность ребенка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребенка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Послушание- одна из черт характера, которую надо прививать с детства. Дети должны быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе.