Способы и процедуры оценивания в образовательном процессе. План:Отметка и оценка, их назначение в образовательном процессе.Оценивание компетентностей.Эссе как способ оценивания образовательных результатов.Экзамен.
Отметка и оценка Функции отметки:Контроль усвоения предметного материала путем сравнения с нормой;наказание за ошибки;использование системы поощрения и наказания;дифференциация учащихся на сильных и слабых, «хороших « и «плохих»;выражение учителя своего отношения к ученику;демонстрация учителем своей властиОтметка в подобной системе не относится к процессу обучения. Она выполняет функцию дисциплинарного руководства учащимися и контроля достижений промежуточных и конечных результатов.
В деятельностном или компетентностном подходе к обучению оценивание призвано: Стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты (например, использование накопительной системы баллов);Помогать учиться на ошибках;Помогать осмыслению того, что у них получается и в какой степени;Помогать осознанию того, что важно и необходимо освоить;Помогать обнаружению того, чего они не знают и не умеют делать;Констатировать наличие тех или иных умений;
Констатировать позитивные достижения учащихся;Фиксировать неудачи, но не наказывать за них;Оценивать продвижение учащихся относительно самих себя и своих прежних успехов и неудач;Поддерживать высокую самооценку учащихся;Побуждать учащихся к приложению усилий;Приобщать учащихся к оцениванию своих результатов(самооценке) на основе известных им критериев.В этом случае оценка используется не как функция контроля результатов и подведения итогов, а как функция стимулирования улучшения качества достижений учащихся и как эффективное средство получения учащимися обратной связи относительно степени своего достижения требуемых образовательных результатов, как средство самооценивания.
Принципы оценивания Способы, процедуры и задания, используемые в ходе оценивания, должны соответствовать типу образовательных результатов учащегося (оценивается то, чему учат).Для каждого типа образовательных результатов должны быть выработаны свои критерии оценивания.Оценивание должно быть справедливым ( уч-ся с разными способностями должны иметь равные возможности добиться успеха).Оценивание должно быть развивающим (фиксируются достижения уч-ся и показывается, как их можно улучшить; фиксируются ошибки и показывается, как их можно избежать).
5. Критерии и формы проведения оценивания должны быть одинаково понятны ученикам, учителю и родителям.6. Учащиеся должны быть заранее информированы о том, какие их образовательные результаты будут оцениваться, и в какой форме будет проходить оценивание.7. Оценивание должно быть своевременным (поддерживающим развивающую обратную связь).8. Оценивание должно быть эффективным (выполнимым, не отнимать много времени преподавателя и уч-ся)
Что можно оценивать в качестве результатов образовательного процесса? Знание (ученик знает пройденное);Понимание ( «отвечает идею ясно»,»идею развивает не совсем точно», « многое неясно»);Выражение ( устное сообщение)- «говорит заученное наизусть», «говорит сбивчиво, повторяется», «выражается ясно и связно»;
Если рассматривать понятие «знание» не как сумму информации, а как умения осуществлять деятельность и мышление, причем не только в предметных областях, но в более широком контексте практических , профессиональных и жизненных ситуациях, то мы закономерно придем к понятию «компетентность»,или «компетенция», как одного из основных результатов обучения, требующего своей системы оценивания.В системе среднего образования это будет комплекс наиболее общих компетентностей, позволяющих выпускнику продолжать свое образование, быть успешным в своей будущей профессиональной деятельности, общественной и личной жизни.
К ключевым компетенциям относятся понимание учащимися любого рода устных и письменных текстов. Понимание можно рассматривать как понимающее мышление, состоящее из комплекса мыслительных умений (операций). В их число входят:умение формулировать основное содержание, заключенное в данном тексте ( идею, мысль автора), т.е. умение интерпретировать;умение формулировать свой смысл прочитанного, основываясь на собственных представлениях или идеях;умения формировать и использовать понятия.
Выступление, сообщение информации относится к такой ключевой компетенции как коммуникативные умения и характеризуются комплексом умений, в который входят: Умение формулировать цель своего выступления;оценивать характер аудитории и выбирать язык и способы представления материала;умение структурировать изложение;умение использовать иллюстрации , позволяющие лучше понять основную идею выступления;умение использовать разные техники работы с аудиторией для достижения цели выступления;умение осуществлять рефлексию своего выступления , выделяя его сильные и слабые стороны относительно поставленной цели.
Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Отметка не является достаточно эффективной в отношении предмета "Музыка", т.к. выполняет в большей мере функцию внешнего контроля успешности обучения школьников со стороны учителя. Она не позволяет видеть духовный рост учащихся. По отметке невозможно выявить, как ученик почувствовал дух и душу музыкального произведения, композитора, народа, эпохи. Произошло ли присвоение опыта человеческих отношений, какова глубина воспитания чувств.Поэтому целесообразно в процессе музыкального образования учащихся использовать и качественную оценку.
Система оценивания Согласно рекомендации Коллегии Министерства образования РФ "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях" рекомендуется вводить в процесс обучения по предметам искусства не только традиционную количественную, но и качественную оценку, поскольку искусство дает безграничный диапазон творческого общения ученика и педагога.
Система оценивания Качественная оценка - оценочные суждения педагога. Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибалльная система.Введение качественной оценки обусловлено необходимостью оценить эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Необходимость количественной оценки подтверждается тем, что с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений.Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.
Качественной оценке подвергаются: выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки;свободное музицирование в классе, в кругу друзей и сверстников, на школьных праздниках;определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности;музыкальное самообразование: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, в рецензиях.
Критерии качественной оценки: 1.Готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности.Это взаимодействие, которое имеет особую эмоциональную окраску. Эта совместно - творческая деятельность, направленная на формирование духовности личности как способа ее жизни, в основе которой лежит стремление к красоте, добру, истине - к тому, что устремляет человека ввысь.
2. Уподобление эмоционально - нравственной и содержательной сфере, созданной в процессе музыкального занятия.Этот критерий отражает степень, глубину переживания и припоминания эмоциональных состояний через:- ассоциации;- осознаваемые и не осознаваемые образы;- коллективное размышление о музыке;- возникновение интереса к творчеству (в связи с различными видами музыкальной деятельности).
3. Новообразования на ситуацию уподобления на уроке. Третий критерий - включает в себя:формирование у детей духовного опыта, как эмоционально нравственного оценочного отношения к явлениям жизни, природе, человеку через интонацию как: путь понимания чувств, переживаний, идей композитора, исполнителя, слушателя; путь, раскрывающий мироощущения отдельного "Я";путь, представляющий эпоху, народ, человечество.Оригинальность, непосредственность, индивидуальный характер отражения своего отношения, переживания, впечатления, исполнения музыкального произведения.
4. Творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности. Четвертым критерием успешности ребёнка является ТО ТВОРЧЕСКОЕ УСИЛИЕ, КОТОРОЕ ОН ИСПЫТАЛ в общении с музыкой. Ученик не знает, как это состояние объяснить, но понимает это с помощью учителя и благодаря реакции других детей. Ребёнок почувствовал в себе гармонию в понимании мира музыки и самого себя.
Сочетание количественной и качественной составляющей оценки дает наиболее общую картину динамики развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, позволяет отразить все важные характеристики способностей учащихся и сравнить сегодняшние достижения школьников с их более ранними успехами.Оценка учителя является для школьников основным мотивом, который определяет их усилия. Важно, чтобы педагог ставил в пример школьнику не одноклассника, а результат его собственного творческого роста, что укрепляет доверие ученика к самому себе, своим возможностям.
Эссе Одним из самых распространенных способов оценивания образовательных результатов, связанных с овладением различного рода мыслительными умениями, которые в целом можно обозначить термином «критическое мышление», является написание эссе.Эссе ( франц. Essai– опыт, набросок)– жанр философский, эстетический, художественно-критический, художественно-публицистический, подчеркивающий индивидуальную позицию автора непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.(Большой энциклопедический словарь)
В эссе оцениваются:Работа с литературными источниками;Стиль изложения;Оформление работы;Грамотность написания работы.
Критерии оценки эссе: Ясная и краткая формулировка тезисов ;Структура и логика построения эссе;Критическая оценка теории, дополненная своими комментариями;Умение устанавливать следствия, делать выводы, определять перспективные пути;Использование основной и дополнительной литературы по курсу;Эффективное использование источников в подтверждении своей идеи;Работа не должна быть плагиатом.
Экзамен-это всегда остановка, прекращение предыдущего процесса обучения для выяснения его результатов, подведения итогов отдельного этапа или процесса обучения в целом. Виды экзаменов.Устный экзамен (дается время на подготовку ответов на все вопросы, которые он может получить на экзамене).Письменный экзамен « с закрытой книгой» (учащийся впервые видит вопросы и пишет ответы в течение экзамена).Экзамен «с раскрытой книгой» (на данном экзамене разрешено пользоваться учебниками и др. книгами. Основной акцент делается не на том, что учащийся запомнил, а на том, как он может использовать материал, который учил).Экзамен-размышление (предполагает написание одного большого текста по определенной проблеме, в виде эссе).Экзаменационная работа, которая берется домой (дается некоторое время на выполнение этой работы).Тестирование– это экзамен по выбору правильного ответа (данный вид экзамена используется для проверки фактический знаний)