Современный урок с учётом требований ФГОС
Основные аспекты современного урока в рамках ФГОС Субъективизация образовательного процесса (ученик-равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем) Метапредметность (формирование и развитие универсальных способностей учащихся) Деятельностный подход (знания не преподносятся ученику в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности) Коммуникативность образовательного процесса (взаимодействие учащихся на уроке, обмен информацией) Рефлексивность (учащийся ставится в ситуацию, когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока) Импровизационность образовательного процесса (учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения)
Современный ученик – кто он? Ученик – субъект, т.е. хозяин своей деятельности Сам ставит цели Сам решает задачи урока Сам делает выводы
Что такое обучение? Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и ученика в ходе образования. Взаимодействие учителя и ученика может пройти только через целеполагание. Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Цели должны быть: Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие желаемый результат. Реальные. Побудительные (побуждать к действию). Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Приёмы целеполагания на уроках изучения нового материала: «Тема-вопрос» «Работа над понятием» «Яркое пятно» «Исключение» «Домысливание» «Моделирование жизненных ситуаций» «Группировка» «Собери слово» «Проблемная ситуация» «Проблема предыдущего урока»
Методы и формы обучения: Метод активного обучения (деловые игры, ролевые игры) Метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар) Метод активации творческого мышления (мозговой штурм) Метод взаимообучения (коллективное, групповое и парное обучение)
Рефлексия урока Текущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания урока) Итоговая рефлексия (в конце урока)
Способы рефлексии: Рефлексия «Классическая» Каковы ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать? Перечислите трудности, с которыми вам пришлось столкнуться? Каким образом вы преодолевали эти трудности? Чему вы научились? Что вам удалось больше всего при изучении темы? Что не получилось и почему? Опишите динамику ваших чувств и настроения при изучении темы? Рефлексия «Трактат» Представьте, что у вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В нём вы опишите ваши основные достижения и результаты. Дайте наставления, советы, попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым вам и удалось решить проблемы и достигнуть результаты. Какое из заданий застигло вас врасплох? Почему? Как избежать ваших ошибок?Какие рекомендации вы бы дали по добыче знаний в будущем?
Способы рефлексии: «Бортовой журнал» «Эссе» «Маятник настроения» «Цветик-семицветик» «Синквейн» «Варианты портфолио» «Письменные интервью»
Требования к современному уроку: Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока Учитель-организатор, а не информатор Обязательная рефлексия на уроке Высокая степень речевой активности учащегося
Структурные элементы урока: Мобилизационный этап (включение ученика в активную интеллектуальную деятельность) Целеполагание (формулирование целей урока по схеме: вспомнить-узнать-научиться) Момент осознания недостаточности знаний (объяснение нового материала) Коммуникация Взаимопроверка и взаимоконтроль Рефлексия
Требования к заданиям на уроке: 1) Повышенный уровень сложности (проблемный, поисковый характер) 2) Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета (или разных предметов)
Требования к учителю: Точно и чётко формулирует задания Не даёт новое знание в готовом виде Не повторяет задания два раза Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам Не повторяет то, что сказали ученики Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза Подбирает комплексное задание