Система работы с родителями: новые подходы к воспитательному процессу.
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. В. А. Сухомлинский.
Принципы работы по повышению педагогической культуры родителей : совместная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.
Основные направления сотрудничества учителя с родителями. 1. Стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). 2. Психолого – педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы). Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы). 4. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Формы работы с родителями ТРАДИЦИОННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ Родительские собрания. Общеклассные и общешкольные конференции. Индивидуальные консультации педагога. Посещениена дому. Родительские тренинги. Дискуссии. Психологические разминки. Круглые столы. Устные журналы. Практикумы. Родительские вечера. Родительские чтения. Родительские ринги.
1. Классные родительские собрания Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Рекомендации по проведению родительских собраний. 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Мы знаем: без сомнения, Продлится много дней Союз детей, родителей И нас, учителей!