Современные технологии образования
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Основа ТРКМ – трехфазная структура занятия:
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь самим определить направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ СХЕМЫ ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Инсерт (условные значки)
Ромашка Блума
Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов
Кластеры (гроздья)
СИНКВЕЙН Тема (существительное) Описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Описание действия в рамках этой темы тремя словами Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Диаманта 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Прием «перекрестная дискуссия»
Технология организации самостоятельной работы обучающегося Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того чтобы передавать им ненужные знания П.Фани, А.Мамфолд
Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки (синквейнов, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава Методики КСО (коллективные способы обучения)
Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
«Бортовые журналы»
«Двухчастный дневник»
Сюжетные таблицы
Стратегия «Отсюда – сюда»
Кейс-технологии Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег
Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Методы кейс - технологии
Прием «ФИШБОУН»
Оценочное окно
Технология «Дебаты»
Полезные сайты http://wiki.pippkro.ru/index.php/ -Интернет-каталог дидактических приёмов обучения http://wiki.km-school.ru/ - Технологии в начальной школе http://www.openclass.ru/ - Открытый класс http://www.trepsy.net - (синквейны). http://menobr.ru/ -Менеджер образования (дебаты)