Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей
Психогигиена - это отрасль науки о гигиене, которая отвечает за сохранение поддержание и укрепление психического здоровья человека. В рамках психогигиены разработаны мероприятия и рекомендации, способствующие сохранению психического здоровья человека, поддержанию душевного равновесия и нормализации межличностного и общественного взаимодействия. Психогигиена учебных занятий имеет следующие задачи: 1. способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей; 2. стремиться к тому, чтобы учение давало детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, которые являются залогом психического здоровья; 3. избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей; 4. предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.
В основе психогигиены школьников должны лежать следующие принципы:- положительное отношение к учёбе;- убежденность в необходимости учиться;- чувство удовлетворения при достижении успехов;- интерес к изучаемому материалу; -увлеченность учением; -устранение однообразия и ненужных наказаний;- развитие воли;- регулярность и систематичность.
Основные факторы, негативно влияющие на состояние психологического и физического здоровья школьников: - учебные перегрузки, которые приводят к переутомлению; - школьные стрессы; - распространение вредных привычек, зависимостей; - плохая организация физической активности учащихся, отсутствие профилактики гиподинамии; - отсутствие систематической работы по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с учебным процессом, "школьных" болезней; - низкий уровень культуры и здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения и укрепления. От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие.
Уважаемые учителя! Будьте внимательны к психологическому здоровью детей. Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, уважительное отношение к ученикам, соблюдение гигиенических норм и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – это залог психологического здоровья учеников.
Сохранение психологического здоровья учителя Для сохранения психологического здоровья учителя необходим ряд условий – это самопознание и личностный рост учителя, профилактика синдрома эмоционального выгорания, преодоление тревожности, психической напряженности, неуверенности. Профессиональное (эмоциональное) выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Три аспекта профессионального выгоранияПервый — снижение самооценки.Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.Второй — одиночество.Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация.Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием1.Забота о себе и снижение уровня стресса: - стремление к равновесию и гармонии;- здоровому образу жизни; - удовлетворение потребности в общении; - умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.Обучение навыкам саморегуляции.2.Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:- стремление находить смысл во всем - как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;- стремление бороться со своими негативными убеждениями;- создание сообщества.3.Повышение уровня профессионального мастерства.Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Вербальное самовнушение
Утренние и вечерние игры – формулы Формула 1. Уверенность в себе.«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все смею, все могу и ничего не боюсь» Формула 2. Любовь к ученикам.«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками».Упражнение «На работу» Формула 1. «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни»
Игры – формулы в течение рабочего дня Формула 1. Спокойствие, стабильность.« Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». Формула 2. Уменьшение напряжения в процессе работы.«На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание.Я не позволяю себе раздражаться из-за грубости и нарушения дисциплины учениками. Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться никто другой. И каждый при общении со мной чувствует эту силу. Я способен прилагать огромные усилия и сдерживать себя в самых волнующих обстоятельствах. Я все могу. И я всегда своим поведением буду показывать образец большой духовной силы и выдержки». Формула 3. Любовь к своей работе.«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».
Упражнение «Снятие усталости и восстановление работоспособности» Формула 1. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым – энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле». Формула 2. «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные – здоровые – молодые нервы, у меня неутомимое молодое – богатырское сердце». Формула 3. «Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив».
Берегите свое психологическое здоровье . Будьте внимательны к здоровью своих учеников.Все в ваших руках.