Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «учитель – ученик»
Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат подобной ситуации. Успех прежде всего связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы.
В детском возрасте эмоциональные отношения к миру составляют основу существования ребенка.
Каково влияние успеха на эффективность обучения?
Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.(В.А. Сухомлинский)
«Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений с окружающими»(А.С. Белкин)«Если ребенок терпит неуспех, это сразу расхолаживает его. За неудачей, как правило, ничего хорошего не последует, в то время как успех может стать громадным стимулом к дальнейшей деятельности» (Т. Orlik )
Позитивные моменты: переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей;за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.
Эмоции успеха-неуспеха влияют на побуждение к деятельности, регулируют и результируют ее, воздействуя, тем самым, на общее состояние человека.
Успех может быть специально организован для кого-то, но может быть и создан активностью субъекта для самого себя.
Как соотносятся между собой понятия «успех» и «успешность» учения Если успех – это эмоциональное переживание, то успешность – это качественная характеристика результатов УД конкретного ребенка. Успех может стать для учащегося «своего рода спусковым механизмом» для реализации успешного учения. Достигнутый Ребёнком успех переживается интенсивно, особенно в начале обучения.
Переживаемый в УД успех благотворно влияет на все многообразие отношений Ребёнка: на эмоциональные отношения с родителями, с учителем, с одноклассниками; на активное интеллектуальное отношение к процессу познания и самому учению как разновидности умственного труда.
Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные учителем приемы и условия?
Успех сугубо индивидуален. Значимость его определяется нормами, установленными заранее: учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.
Ситуация успеха в УД – комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную УД на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности школьника.
Организация ситуации успеха
Мотивационный этап Учитель, опираясь на эмоциональную память учащихся, организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности.
Операционный этап Педагог с помощью различных приемов обеспечивает учащемуся условия для выполнения УД
Результативный этап Результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяющим прогнозы на будущее.Ученик также корректирует свою деятельность с помощью учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.
Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на операционном – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном – усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Ситуация успеха, «перерастает» из приема в педагогическое условие активизации УД только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом УД, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.
Завершите предложение: «В этом вопросе мне кажется самым важным….»
На степень активности, меру включенности Ребёнка в УД влияют: личная заинтересованность ученика в получении знаний;уровень общеучебных умений и навыков учащегося;взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога;характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе;отношения родителей или других референтных лиц к самому процессу получения образования, в целом, и к отдельным предметам, в частности;стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе.