Воспитание в дидактической системе Л. В. Занкова — целенаправленное управление развитием личности младших школьников Закирова Лилия Фагимовна, заместитель директора по учебной работевысшей кв.категории
Система академика Л.В.Занкова
Дидактические принципы развивающего обучения системы Л.В.Занкова Ведущая роль теоретических знанийОсознание процесса ученияРабота над развитием всех учащихся, в том числе и самых сильных, и самых слабыхИзучение материала более быстрым темпомОбучение на более высоком уровне трудности
Общее развитие каждого ребенка
Гражданское образование Задачи:Использовать региональный компонент в содержании образования и воспитания учащихсяСоздать условия для развития образовательных способностей личностиПовысить интерес к творчествуФормы и методы работы: Уроки окружающего мира, литературного чтения, изо, музыки, технологии, физической культурыИсследовательская деятельностьПредметные недели Мероприятия: проведение олимпиадпроведение научно – практических конференций участие в интеллектуальных марафонах учеников-занковцев и др.Ожидаемый результат:Формирование у учащихся гражданских компетентностей, духовно – нравственных ценностей, экономического мышления, нравственных идеалов и правовых норм.
Растим патриота и гражданина России. Задачи:Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.Формировать культуру проявления гражданской позиции.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.Формы и методы работы:Классные часы; Ролевые и деловые игры;Конкурсы; Фестивали; Акции и др.Мероприятия:Усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплинЗнакомство с государственной символикой, школьной символикойФестиваль детского творчестваМероприятия ко Дню народного единстваМероприятия ко Дню Конституции«Люди мира на минуту встаньте!» ко дню освобождения узников концлагерей.Экскурсии в гимназический музейЭкскурсии в музеи, по историческим и памятным местам нашей РодиныОбщешкольные акции: - «Дом без одиночества» (ко дню пожилого человека); -«Милосердие» (ко дню инвалидов); - «Протяни руку другу» (сбор вещей для детей, особо нуждающихся в социальной поддержке).Тематические классные часы: -«Человек и профессия»; -«Кем быть и каким быть»Ожидаемый результат:Гармоничное развитие личности, ее успешная социализация; воспитание школьников в духе демократических ценностей; выработка и реализация умений и навыков активного и ответственного участия в жизни общества и государства, формирование высокого уровня правовой, политической культуры, культуры прав человека
Формируем коммуникативные компетентности Задачи: Создать условия для самореализации каждого ученикаАктуализировать демократические установки в жизнедеятельности школьного сообществаРазвить лидерские качестваНаучить сотрудничать с социумом Включить школьников в реальные социально значимые дела.Формы и методы работы:ФорумыАкцииТренингиМероприятия:Мероприятия в рамках разновозрастного сотрудничестваКонкурс «Лучший класс»Посвящение в гимназистыРейды:«Что у вас, ребята в рюкзаках?»;«Школьная форма»Организация дежурства по классуОжидаемый результатСоздание интегрированной системы воспитания и обучения, способствующей развитию личности. Готовность выпускников к жизни и труду в условиях демократического общества.
Формируем правовую культуру Задачи:Сформировать у учащихся понимания необходимости изучения прав человекаСпособствовать профилактике противоправного поведения; Воспитать учащихся в духе уважения прав и свобод других людей Обеспечить всестороннюю информированность о правах и свободах;Воспитать дисциплинированность, законопослушностьФормы и методы работы:Классные часыБеседы Круглые столыАкцииМероприятия:Проведение тематических классных часов«Мораль и закон»;«Мои права, мои обязанности»;«Закон обо мне и мне, о законе» и др. Проведение игр безопасности дорожного движенияУчастие в республиканской телевизионной игре «Зебра» Ожидаемый результат: Обеспечение условий для формирования правовой компетентности молодых граждан России, социализацию личности через развитие у учащихся высокой гражданственности, правового сознания, чувства верности своему Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных обязанностей.
Формируем духовно – нравственные ценности Задачи:Утвердить в сознании учащихся гражданские, правовые и общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения.Привлечь учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями России и региона.Возродить традиции и обычаи народов России.Создать благоприятные условия для выражения и применения своих художественных способностей.Формы и методы работы:Экскурсии, выставкиКонкурсы, фестивалиРабота кружковКонцертыМероприятия:Городские Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтенияУчастие в творческих конкурсах разного уровняПосещение выставок и театральных спектаклейПроведение праздника «Проводы Масленицы»Проведение выставок детского творчества.Участие в работе кружков Ожидаемый результатВозрождение, сохранение и приумножение культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями России и региона. Воспитание у учащихся вкуса читателя, слушателя, зрителя. Формирование умения, потребности и привычки создавать прекрасное.
Мой край родной. Задачи:Изучать историю родного края.Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин».Формировать экологическое поведениеФормы и методы работы:Экскурсии, выставкиКонкурсыТрудовые десантыМероприятия:Организация походов, экскурсий по родному краюУчастие в конкурсах сочиненийОрганизация встреч с интересными людьми городаУчастие в благоустройстве школьной территорииОрганизация выставок декоративно-прикладного творчестваИзучение истории родного края и города на уроках Ожидаемый результат: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине
Я и моя семья. Задачи:Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.Включение родителей в работу по реализации целевой программы воспитательной системы гимназииФормы и методы работы:Родительские собранияИндивидуальные консультацииСовместные праздникиМероприятия:Родительский лекторийСоздание презентаций «Профессии моих родителей»Празднование Дня матери: организация выставок «Руками мамы», выставки рисунков «Профессия моей мамы», «Портрет моей мамы», фотоконкурса «Мамины глаза»Организация семейных классных праздниковПроведение гимназических соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья»Проведение родительских конференций Проведение классных родительских собранийРабота родительского комитета гимназииДень открытых дверейДень знанийОжидаемый результатОсознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности
Здоровье – твоё богатство и безопасность Родины Задачи:Создание благоприятных условий для физического и физиологического развития учащихся, для формирования здорового образа жизни.Создание здоровьесберегающей образовательной среды. Предупреждение втягивания детей в нездоровый образ жизни Формы и методы работы:Классные часыРабота спортивных секцийТурниры, состязания, первенствоСпортивные праздники, дни здоровьяМероприятия:Работа спортивных секцийПроведение Дня здоровьяСпартакиада школьниковСоревнования по зимним видам спорта Спортивный турнир «Веселые старты»Дружеские матчевые встречи с командами школ города и районаПрофилактические беседы школьного медика по предупреждению распространения заболеваний Ожидаемый результат:Уважение к своему здоровью, здоровью своего народа. Подготовка школьников к физическому труду, закрепление в психике ребенка стремления к здоровому образу жизни и здоровому развитию тела
Достижения учащихся начального звена гимназии №93 Всероссийский интеллектуальный марафон учеников – занковцевVI Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев, 2008г. Тюленев Александр, 4А класс, секция «Окружающий мир», 1 место (учитель Валеева Д.М.) Городской тур VI Всероссийского марафона учеников-занковцев, 2008г.Тюленев Александр, 4А класс, 1 место (учитель Валеева Д.М.) Городской тур VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, 2010г.Саховский Андрей, 4А класс, Лучший в номинации «Литературное чтение» (учитель Гильфанова С.В.)Городской тур VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, 2009г. Кузнецов Михаил,4А класс (учитель Боронина О.Ю.) Районный тур VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, 2010г. Саховский Андрей, 4А класс, 2 место (учитель Гильфанова С.В.) Районный тур VIII Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, 2009г. Кузнецов Михаил,4А класс, 3 место (учитель Боронина О.Ю.)
Республиканские Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения VI Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения,2009г.Казаков О., 4класс, секция «Языкознание», поощрительный диплом (учитель Боронина О.Ю.)VI Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения,2009г.Коллективная работа, 4 класс, секция «Народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство», Диплом I степени учитель Белякова Е.А.)VI Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения,2009г.Фольклорный ансамбль «Махоня», секция «Музыкальное народное творчество», Диплом III степениV Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения,2008г.Никашин К., 4 класс, секция «История и культурология», Диплом (учитель Валеева Д.М.)V Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения,2008г.Зеленкова М., 4 класс, секция «Русское языкознание», поощрительный диплом (учитель Валеева Д.М.)V Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения,2008г.Кузнецова А., 4 класс, секция Литература», Диплом (учитель Валеева Д.М.)V Кирилло-Мефодиевские научные юношеские чтения,2008г.Фольклорный ансамбль «Махоня», секция «Музыкальное народное творчество», Диплом
Республиканские конкурсы Республиканский конкурс рисунков «Под крышей дома твоего», 2009г- Дорофеев Николай, 2А класс Республиканский конкурс рисунков «Книжка с картинками. Искусство с иллюстрациями», 2009гДорофеев Николай, 2А класс, Диплом II степениVI Республиканский конкурс детского рисунка «Символы России и Татарстана»,2007г.- Кузнецова А., 3 класс, Почетная грамота Республиканский конкурс «Дети рисуют страну», 2007г.- Яруллина М., 2 класс, Диплом I степени Акция «Дети рисуют в музее», 2007г.- Группа учащихся, Благодарственное письмоКонкурс «Кукла Казани», 2007г. Родионова А., 3 класс, 1 место Никашин К., 3 класс, Благодарственное письмоВыставка «Конь мой добрый, быстрый , смелый», 2007г. Григорьева А., 3 класс, Почетная грамотаРеспубликанский этап Всероссийского творческого конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб», посвященный истории государственной символики России, 2006г. - Родионова А, 2 класс, ДипломVI Республиканский фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Возьмемся за руки, друзья!», 2004г. - Малышева А.,11 класс, Лауреат 2 степени VI Республиканский конкурс детского рисунка «Символы России и Татарстана»,2004г.- Никашин К., 1 класс, 1 место
Городские конкурсы Городской конкурс художественного мастерства «Игрушка – сувенир», 2009г. 1 местоVIII экологический форум школьников «Зилант», 2008г., номинация «Рисунок», - Николаев М., 4 класс, грамота Конкурс компьютерных презентаций,2008г. - Николаев М., 4 класс, грамота Конкурс «Красота Божьего мира»,2008г. - педколлектив, коллектив учащихся, Благодарственное письмо
Районная научно-практическая конференция «Первый шаг в науку» 2010 г.3 место - Саховский А., 4 класс, секция «Окружающий мир», (учитель Гильфанова С.В.)3 место - Зарипов Н., 4 класс, секция «Русский язык», (учитель Мингазова Г.С.) 2008г.Диплом I степени - Зеленкова М., секция «Русский язык», 4 класс, (учитель Валеева Д.М.)Диплом I степени - Ганева В., 4 класс, секция «Литературное чтение», (учитель Валеева ДМ)Диплом II степени - Никашин К., 4 класс, секция «Математика», (учитель Валеева Д.М.)Диплом II степени - Николаев М., 4 класс, секция «Окружающий мир», (учитель Валеева Д.М.)2 место - Давлетова Л., 4 класс, секция «Татарский язык», (учитель Вафина В.Г.) 2007г.Диплом I степени - Никашин К., 3 класс, секция «Окружающий мир», (учитель Валеева Д.М.)Диплом I степени - Тюленев А., 3 класс, секция «Математика», (учитель Валеева Д.М.)Диплом III степени - Абросимова А., 4 класс, секция «Русский язык», (учитель Бригаднова О.В.)Диплом III степени - Шакирова Э., 4 класс, секция «Краеведение», (учитель Бригаднова О.В.)
Районная научно-практическая конференция «Я – исследователь» 2009г. 2 место - Казаков О., 4 класс, секция «Русский язык» (учитель Боронина О.Ю.) 3 место - Фархутдинов Р., 4 класс, секция «Татарская литература» Благодарственное письмо – Мифтахов Т., 4 класс, секция «Окружающий мир» (учитель Амирова Г.В.)Районный конкурс «Умники и умницы» 2007г. Зайнуллина А., 4 класс, 3 место (учитель Бригаднова О.В.)
Мониторинг результативности деятельности начальной ступени Психологическая служба Динамика в уровне развития мыслительной деятельности учащихся(на основе методики А.А.Зака)
Учить без двоек и принуждения Развивать устойчивый интереск знаниям и потребность в их самостоятельном поискеСделать учение радостнымРазвивать творческие способности учащихсяКак
Российский уровень: - Всероссийский семинар-практикум «Обеспечение единства в интеллектуальном и нравственном развитии учащихся на основе системы Л.В.Занкова (на примере курса «Окружающий мир»)» 2008г.- Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие каждого школьника – цель современного образования» 2007г- Российская научно-практическая конференция «Модернизация образования и развитие инновационной деятельности в школе» 2005г - Российский конкурс видеоуроков по развивающему обучению 2004 г
Республиканский уровень: - Семинар-практикум учителей начальных классов, слушателей курсов ИРО РТ «Актуальные аспекты развивающего обучения младших школьников (на примере литературного чтения)»» 2007г- Семинар-практикум учителей начальных классов, слушателей курсов ИРО РТ «Инновационная деятельность гимназии как важное условие реализации приоритетного национального проекта «Образование»» 2006г- Семинар-практикум руководителей школ, слушателей курсов ИРО РТ «Особенности управления гимназией в условиях блочно-лабораторной системы обучения» 2005г- Семинар-практикум руководителей школ, слушателей курсов ИПКРО РТ «Инновационная деятельность учебного заведения как одна из важных составляющих модернизации образования» 2003г- Семинар-практикум руководителей школ, слушателей курсов ИПКРО РТ «Гимназической образование на основе личностной ориентации педагогического процесса» 2002г- Семинар-практикум для учителей русского языка и литературы, слушателей курсов ИПКРО РТ «Об особенностях блочно-лабораторной системы обучения на примере деятельности учителей русского языка и литературы» 2001 г
Городской уровень:- Семинар-практикум классных руководителей «Панорама педагогического опыта. Я и мой класс» 2008г.-Семинар-практикум совместно с ДМШ №23 «Социальное партнерство в едином образовательном комплексе» 2006г.Районный уровень:- Семинар-практикум учителей начальных классов, педагогов-организаторов Советского района г.Казани «Система воспитательной работы с учащимися на I ступени обучения в условиях гимназического обучения» 2005 г- Семинар-практикум учителей начальных классов Советского района г.Казани «Система развивающего обучения Л.В.Занкова» 2004 г- День открытых дверей для руководителей, учителей, родительской общественности Советского района г.Казани 2002 г
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства: 2003 г. – Районный конкурс “Учитель года”, номинация “Самый классный классный” – I место – Валеева Д.М., учитель начальных классов высшей категории2004 г.- участие в конкурсе «Учитель года» Боронина О.Ю.2005 г. – Всероссийский конкурс открытых уроков учителей, работающих по системе Л.В.Занкова. Видеоуроки учителей гимназии №93 вошли в 20 лучших уроков по России из 200 представленных работ: – Благодарственные письма – Валеева Д.М., учитель начальных классов высшей категории, Гильфанова С.В., учитель начальных классов первой категории, Бригаднова О.В., учитель начальных классов первой категории 2006 г. – Городской конкурс кабинетов – 2 место кабинет начальных классов2006 г. - Районный конкурс профессионального мастерства “Учитель года” – 1 место Бригаднова О.В., учитель начальных классов первой категории2006 г.- Бригаднова О.В., учитель начальных классов – Почетная грамота МО и Н РФ победителя Всероссийского конкурса учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», грант Президента Российской Федерации 2006 г. - Валеева Д.М., учитель начальных классов – Почетная грамота МО и Н РФ победителя Всероссийского конкурса учителей, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», грант Президента Российской Федерации 2010г.- Участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2010», номинация «Учитель начальных классов». 3 место, Гильфанова С.В., учитель начальных классов 1 кв.категории
Участие в научно-практических конференциях Российская научно-практическая конференция «Модернизация образования и развитие инновационной деятельности в школе», 2005г (Закирова Л.Ф.,Бригаднова О.В.,выступления)Республиканская научно-практическая конференция «Инновационный потенциал развивающего обучения в начальной школе», 2008 г. (Закирова Л.Ф.,выступление) Городская научно-практическая конференция «Система развивающего обучения Л.В.Занкова в образовательном пространстве города Казани», 2008г. (городской тур VI Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев на базе гимназии) (Закирова Л.Ф.,выступление)
Круглый стол в МО и Н РТ по итогам экспертизы, январь 2009г.Участники:Закирова Лилия Фагимовна Бригаднова Ольга Владимировна Валеева Дания МиннхановнаИнтернет-сообщества, форумы IV Республиканский Интернет-педсовет: форум «Повышение уровня значимости профессии учителя», «Молодой специалист в образовательном учреждении» (участие Закирова Л.Ф.)Интернет-сообщества: Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс», участие, Закирова Л.Ф., Бригаднова О.В., Гильфанова С.В.
Наши педагогические аксиомы:Если мы хотим, чтобы ребенок стал умным и образованным, необходимо прежде всего заботиться о его духовном и телесном здоровье.Если мы хотим, чтобы ребенок любил учиться, надо сделать учение веселым и радостным.Если мы хотим, чтобы ребенок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость.