«Организация литературного творчества через уроки русского языка и литературного чтения в развивающей системе Л.В.Занкова»Автор: Одноворченко Ольга Александровна,учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Череповца
Сущность опыта Заключается:В создании условий для творческого самопроявления личности учащихся В организации литературного творчества младших школьников через уроки русского языка и литературного чтенияОпыт может быть использован заместителями директоров по УВР, учителями начальных классов
Содержание Сущность представленного опытаЦели и задачиКомплекс речевых уменийПрограмма начальной школы по русскому языкуОрганизация литературного творчестваФрагменты уроков русского языка и литературного чтенияСписок литературыО себе
Сократ «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Цель системы: достижение оптимального общего развития ребёнка освоение коммуникативных функций языка
Задачи: представление целостной широкой картины мира развитие речи средствами русского языка
комплекс речевых умений Информационно – содержательные: определить и раскрыть тему и основную мысль текста, отобрать материал, раскрыть микротемы текстаСтруктурно – композиционные: выделить части в тексте, формировать части текста, составлять план, связно и последовательно излагать содержание.Языковые: уметь пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами языка.Редакционные: уметь редактировать текст.
Программа начальной школы 1 класс. Период формирования успешной устной речи детейТекст. Сопоставление набора предложений и текста. Признак текста: взаимозависимость составляющих его единиц( целостность и законченность сообщения). Представление о частях научно – популярного текста, записки, поздравительной открытки.Практическое ознакомление с синонимами, антонимами, многозначностью. Рифма. Наблюдение соответствия стиля письменной речи ( например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии
Программа начальной школы 2 классСобственные сочинения (репродуктивные и творческие). Соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме. Источники тем: яркие события школьной и внешкольной жизни («Ну и мороз!», «Мамин день», «Как мы «победили» задачу»); по изученному содержанию учебных предметов ( «Кошка и волк», «Мои размышления о слове «корень», «Сказка о знаках плюс и минус»). Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений. Составление текстов малых форм: письмо, записка, объявление, инструкция.Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности.
Программа начальной школы 3 классСобственные сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ и редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставка детских работ. Различные виды объявлений; заполнение почтовых бланков, оформление конвертов, составление заявления.Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами
Программы начальной школы 4 классРепродуктивные и творческие сочинения, написанные без подготовки и с предварительной подготовкой материала. Сочинения – результат индивидуальной и групповой работы. Методика сбора материалов для сочинений выводится учениками. Работа со словарями, справочной литературой, журналами. Опыт самостоятельного составления планов, аннотаций, конспектов, рефератов, отзывов с последующим сопоставлением разных вариантов. Составление инструкций, словарных статей.Лексическая работа обогащается ознакомлением с иноязычными словами, а так же со старославянизмами.
Методика работы над сочинением Сочинение рассматривается как форма самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом, Сочинение в системе Занкова выступает как особое средство общего развития учащихся, усвоение ими содержания образования и внешкольного опыта.Сочинения рассматриваются как уникальное средство развития личности, включая эмоциональную сферу ребенка
Направления работы работа над словом (лексический уровень) работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому работа над связной речью.
Темы сочинений Репродуктивные Эти темы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом «Волк» «Слон» «Заяц» «Предложение и слово» «Что я знаю о белке»
Темы сочинений ТворческиеИх темы отличаются широкой формулировкой,стимулируют проявление творческого воображения «Что мне рассказала капелька дождя»«Жила-была добрая-предобрая Баба Яга» «Капризный апрель» «Сказка об облаке и солнце»«Как мороженое путешествовало по Африке»« Как вафля училась плавать»
Содержание сочинения
Анализ и оценка сочинений Показатели: полнота и правильность раскрытия темы;соответствие содержания сочинения заданному темой уровню обобщения материала;логичность изложения;наличие обобщенных суждений;наличие авторских оценок, комментариев; не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, свое понимание, собственные чувства и свой рассказ, т.е. творчество;соответствие формы изложения звучанию темы; стилистическая и орфографическая грамотность
Фрагмент урока литературного чтения 2 классТема:чтение и анализ стихов С. Есенина «Пороша», С. Маршака «Текла, извивалась, блестела».
Сочинения детей «Моя зима» Моя зима весёлаяМоя зима игриваяМоя зима задорная,Моя зима красивая! Павел К.Кружили метели,Летели снега.Стелила постелиБольшая пурга.Мы утром в окошкоВзглянули на сад – Сугробы в саду,Как подушки лежат. Маша К.
Фрагмент урока русского языка 2 классТема: Сочинение «Музыка дождя»Умение удивляться обыденному!Сочинение с детьми написано в дождливый день. Мы с детьми вышли на улицу, когда шёл мелкий тёплый дождь на 5 – 7 минут. Каждый ребёнок пронаблюдал за тем как идёт дождь, поймал капельку дождя, попытался рассмотреть её. Сразу после наблюдений ученики написали сочинение.
Из сочинений детей: «Музыка дождя»Капли дождя играли музыку.В капельке есть немножко любви.Капелька, капелька, капелькаКапля воды ы ы ы!Капля любви и и и! (Маша К.)Я услышала как капелька воды даёт маленькую музыку. А если капелек много, тогда получается маленький оркестрик. (Игорь И.)Капелька капнула на куртку, и так капнула как будто зазвенело. ( Юля Б)В капле был рисунок типа рыбки. ( Сергей Ч.)Музыка была весёлая и звонкая. Мне было весело. А капельки капали всё звонче и звонче. (Аня Б.)
Фрагмент урока русского языка 3 классТема: сочинение «Музыка снега»Задачи: задействовать литературные способности, воображение детей, фантазию. Цель: создание учениками индивидуальных творческих продуктов ( сочинение). У каждого ученика на парте в блюдечке лежал снег. Дети наблюдали за снегом, старались его разглядеть, услышать, потрогать. В своём сочинении они должны были создать свой образ снега. На уроке использован когнитивный метод «вживания»
Отрывок из сочинения «Музыка снега»Когда я иду по снегу, то слышу его хруст и думаю, что снег играет на скрипке, только тихо. И этот оркестр играет всю зиму, в городе. Даже не только в городе, но и на всём материке. И он затихает лишь только по ночам, когда на улице никого нет. А разные палочки, которые валяются на земле – это скрипки.Однажды мне приснился сон, что снег – маленькие белые шарики, и все в пиджачках и брюках. А один шарик был самый большой, и он был композитором, а остальные – исполнители. И у каждого шарика было по несколько инструментов. Там были виолончель, скрипка, дудочка, барабан, гусли, труба, пианино, контрабас и т. д. А когда наступала ночь, они раскидывали инструменты и ложились спать. Утром снег кружится и играет на скрипочке. Павел К.
Результат работы учителя Учащиеся поднимаются на новую ступень приобщения к искусству художественной литературы и на новую ступень знаний о мире, о себе, об отношениях с миром взрослых и сверстников, постепенное постижение литературы как искусства слова.Умственное и эмоциональное развитие детей, воспитание у них потребности общения с подлинным искусством.
Список литературы Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед вузов и системы повышения пед.кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь, Москва, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000 годСластенин В.А. «Педагогика», Москва, Академа, 2002 годХуторской А.В. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения», СПб.: Изд. дом «Питер», 2004
О себе Одноворченко Ольга Александровна,учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 9 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Череповцаработаю с 1992 года по развивающей программе Л.В. Занкова, являюсь членом объединения профессионалов, содействующих системе общего развития Л.В. Занкова при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ