СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Язык, который умудрён знаниями, не будетзапинаться. Менандр Работа учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ № 297 Галкиной Натальи Николаевны 2010 год
Немного истории…или у всех бывают неудачи…Написав сочинение за свою дочь,Салтыков-Щедрин получил «2».М. Зощенко получил «2» за выпускное сочинение.В. Катаев, написав сочинение за племянницу на тему «Что хотел сказатьКатаев в повести «Белеет парус одинокий», получил «3».За сочинения, которые Д. Донцова писала для своей дочери, она обычнополучала 2/3. За сочинение по «Герою нашего времени»П. Дашкова получила «2».
Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения задания С 2. 2 в разделе «Сочинение-рассуждение», можно выделить следующие:
Понимание смыслафрагмента текста 1. Неумение определять основную мысль исходного текста,в результате чего отклонение отответа на вопрос.2. Несформированность важногокоммуникативного умения – умениясоздавать собственное связное высказывание на заданную темуна основе прочитанного текста.
Наличие примеров-аргументов1. Отсутствие доказательствили недостаточная аргументация.2. Аргументы из прочитанного текста не соответствуют тезису, который они могли бы проиллюстрировать.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения1. Полное отсутствие разделения сочинения на абзацы.2. Необоснованное выделение предложения или несколькихпредложений из состава смысловой части.3. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.
Композиционная стройность1. Несоразмерность частей композиции.2. Затянутое вступление.3. Недостаточный объём основной части.4. Слишком большой объём заключения.5. Отсутствие какой-либо композиционнойчасти.6. Недостаточная последовательностьизложения (автор «перескакивает» содной темы на другую, с одного объектана другой).
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить. Б. Паскаль
Что такое сочинение? Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью,речевой связностью,последовательностью изложения.
Что такое рассуждение? Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.
ЧЛЕНИМОСТЬ - одна из основных текстовых категорий(признаков). Средством выражения членимости является абзац.
ЗАПОМНИ! Если абзацное членениесделано правильно, то при прочтении написанного только по абзацным предложениям получится текст.
КОМПОЗИЦИЯ РАССУЖДЕНИЯ 1. Вступление (зачин). Сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.2. Основная часть: а) формулирование основного тезиса; б) приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.3. Заключение (вывод).
ТЕЗИС основная мысль сочинениядолжен бытьдоказаннымдолжен быть чётко сформулированным
АРГУМЕНТЫ доказательства, приводимые в поддержку тезиса должны бытьубедительными яснее суждение и бесспорнее вывод
ЗАПОМНИ! В тексте между тезисом и аргументами устанавливаются логические (смысловые) и грамматические связи.
ЗАПОМНИ! Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь аргументов.
В качестве грамматической связи часто используются вводные словаво-первых,во-вторых,следовательно,таким образом,итак, наконец например, по моему мнению,как мне кажется,на мой взгляд,скорее всего
В качестве грамматической связи часто используются союзыоднако, поскольку, хотя, так как, в результатепотому что, чего, если,для того чтобы, так что,несмотря на в связи с чем
В качестве грамматической связи часто используются речевые оборотыпопытаемся разобраться…,я согласна с тем, что…,об этом свидетельствует…,из этого следует, что…,предположим, что…,это зависит от…я могу с уверенностью утверждать
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ: МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. 1. Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует, оценивает свою деятельность).2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.3.На занятиях не бывает никаких проблем с дисциплиной. Сорок пять минут напряжённой работы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ: МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.4.Модульный урок помогает выявить знания учащихся, так как каждый урок заканчивается выходным контролем.5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ГИА и ЕГЭ.6. Изменяются отношения учитель-ученик.
Поработаем над сочинением!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!