Речь. Типы речи.Урок для учащихся 5 – 6 классов национальной школы Разработка урока Хуснетдиновой Л.Г., учителя МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР
Цели урока:* познакомить учащихся с основными типами речи;* совершенствовать умение строить рассказ, выделяя его основные части;* развивать речь учащихся, обучая их строить тексты различных типов речи.
Ход урока Какие бывают типы речи?* повествование* описание* рассуждение
Повествование – тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. ( что произошло? )
Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:- Как вам не стыдно?- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина. ( В. Осеева.)
План текста. Женщина отогнала собаку.«Как вам не стыдно!»Котенок жалобно мяукал.Мальчики стояли рядом и «ничего не делали».«Собака яростно лаяла». Словарная работа:Взъерошиться – беспорядочно торчать в разные стороны.Жалобно – выражая скорбь, тоску, обиду.Яростно – гневно, неукротимо, не сдерживаясь.
Описание - это такой тип речи, в котором описываются предметы, явления, животные, люди и т.п. (какой? какая? какое? какие?)
Как описать предмет? Матрешка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях: зеленой, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. К. Паустовский.
Рассуждение - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности, тип речи, который обычно состоит из трех частей:тезис (то, что нужно доказать);доказательства ( или аргументы, доводы, объяснения);вывод. Почему?
Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения: Докажем это.Это можно доказать так (следующим образом).Почему? И вот почему,Обобщим все сказанное.Таким образом, …Это объясняется следующим.Следовательно, …. Учтите: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.
В чём заключается счастье? Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья это – книги.
Закрепление темы: Задание: определите тип речи данных текстов.1. На столе лежало яблоко. Оно было большое, ароматное. С одного бока желтоватое, а с другого – румяное. Это был новый сорт, который вывели в нашем селе.2. Книги Юрия Коваля мы давно знаем и любим. Любим потому, что они пронизаны добротой к людям, ко всему живому. Любим потому, что они написаны точным, образным и весёлым языком.3. Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова, похожие на узконосые корабли.4. В один прекрасный день мы пошли с лопатами к местам, где были заброшенные родники, и закипела работа. Очистили родники, установили срубы, поставили шесты, сделали скамейки – отдохни, путник, напейся родниковой воды.
Развитие речи Задание: опишите предмет (по выбору). Учащиеся работают в черновиках.
Итоги урока Что нового узнали на уроке?Какие бывают типы речи?Какой тип речи называется повествованием?Что такое описание?Что значит рассуждать?Домашняя работа.Повторить и запомнить все правила.Написать сочинение по одной из иллюстраций(слайд №13)