Учебная исследовательская работа по теме:«Герой нашего времени. Идеалы современной молодежи». Автор работы: Дробышева Анастасия Николаевна.Научный руководитель:учитель русского языка и литературы гимназии №1552 Самойлова Ирина Викторовна.
Вступление Актуальность. Каждый день в нашей стране появляются книги сотен различных наименований. Всё больше писателей стремятся обрести читательское признание. Каков же герой нашего времени, идеалы современного общества, созданные авторами книг в конце XX – начале XXI в.в.?Гипотеза. Появление героя нашего времени, формирование идеалов современного общества в литературе зависят от умения писателя создать впечатляющие образы, выразить свою неповторимую личность так, что это будет интересно для многих читателей.
Объект и предмет исследования исследование произведений различных жанров современной русской литературы. изучение идеалов современной молодежи, сформированных в современной русской литературе.
Цель исследования. Основная цель моего исследования – определение литературных предпочтений современной молодежи (учеников 9,10 и 11 классов) и основополагающих черт героя нашего времени.
Задачи исследования:1) изучить произведения русских писателей конца XX – начала XXI в.в.;2) научиться ориентироваться в проблематике современной русской литературы;3) реализовать свои знания оценивать художественные тексты;4) изучить идеалы современного общества, сформированные в литературе конца XX - начала XXI в.в., и сделать выводы.
Методы исследования:метод восхождения от абстрактного к конкретному;метод тестирования;сравнение полученных данных разных возрастных категорий людей (14-15-16-17 лет);составление диаграмм по результатам исследования.
Основная часть. По результатам проведенного мною исследования удалось выяснить, что жанр фантастика является наиболее популярным и любимым среди учеников старших классов гимназии № 1552. Любимыми героями ребят являются персонажи книг братьев А. и Б. Стругацких, С.Лукьяненко.
Фантастика – литература о времени, которое не пришло, об обществе, которого нет, об открытиях, которые еще не сделаны, о людях, которые не родились. Она вся – будущее. Фантастика не предсказывает будущее: она его приближает.
Детектив К детективной литературе относятся такие художественные произведения, сюжет которых посвящен раскрытию загадочного преступления. Конфликтом чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости, борьба добра со злом.
Появившиеся на литературном небосклоне детективы Александры Марининой стали характерной приметой массовой культуры рубежа XX – XXI веков. Успех А. Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Героями ее детективов становятся люди из «толпы» (продавцы цветов и газет, служащие, учителя, врачи), проблемы которых близки и понятны читателю.
Настя Каменская Секрет успеха писательницы определяется в образе главной героини – Насти Каменской, которая является типичной российской женщиной «среднего класса». «Тихая забитая серая мышка», усталая и неприметная, с букетом хронических заболеваний, равнодушная к моде и кулинарии, она обладает прекрасным аналитическим умом и способна конкурировать с мужчинами в профессиональной деятельности. Каменскую постоянно волнуют проблемы сохранения достоинства и порядочности в мире, наполненном ложью и злом.
Драматургия В переводе с греческого drama – «действие». В драме изображается жизнь в событиях, поступках, столкновениях героев. Действие развертывается в настоящем времени через конфликты в форме диалога, и все это происходит на глазах у зрителя. В драме отсутствуют прямые оценки и разъяснения автора, кроме ремарок. Драматург, изображая сам процесс действия, делает зрителя живым свидетелем происходящего.
Гришковец выходит к публике для того, чтобы поделиться своими сомнениями, проговорить их вслух и тем самым вернуть нам то, что было забыто за ненадобностью. До его появления все видели, как глубоки противоречия между тем, что творит театр и что чувствует молодой мир. Гришковец разрушил это противоречие, в своих спектаклях он заговорил современным русским языком, на котором говорят все те, кто приходит на его спектакль.
Герой пьесы «Как я съел собаку» - молодой человек лет 30-40, рассказывающий историю не только своей службы на страшном Русском острове под Владивостоком, но и своего взросления. Исповедь Гришковца проста и в меру иронична. Причем юмор и оценки ситуаций в большинстве чисто российские, так как только люди, живущие в этой стране, могут оценить фигуру офицеров.
Эссеистика Словом эссе (в переводе с французского essai – попытка, проба, опыт, очерк) называют прозаическое сочинение, как правило, небольшого объема, свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения о каком-либо предмете или рассуждения по какому-либо поводу, нередко случайному.
Постмодернизм По словам критика Б. Парамонова, «постмодернизм – это ирония искушенного человека, который не отрицает высокого, но понял необходимость низкого». Основные черты постмодернизма:отказ от какой-либо иерархии (стерты границы между высоким и низким, отсутствует стремление к положительному идеалу);цитатность (весь мир воспринимается как текст, сюжет произведения чаще всего не имеет самостоятельного значения);расширение читательской аудитории.
Герой Венедикта Ерофеева самым естественным образом разговаривает на языке цитат, соединяя реальное и литературное пространство. Сама биография Венички осмысляется в категориях литературы, точнее мифа. Социальный и психологический тип ненормального человека, изгоя общества, не сумевшего вписаться ни в одну из сфер общества, - вот тот разряд «антигероев» современной Ерофееву прозы, к которому он причисляет Веничку.
Неореализм Неореалисты вслед за приверженцами классического реализма пытаются разобраться в многообразии отношений между человеком и миром. Но современная действительность им видится более сложной, порой абсурдной и логически непостижимой. Не отрицая наличия смысла бытия, они в то же время задаются вопросами: что есть реальность? Что делает человеческую жизнь осмысленной?
Роман Владимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» посвящен судьбе российской интеллигенции, судьбе «шестидесятников» в эпоху девяностых.Герой романа – сторож, не только по роду деятельности, но и по образу жизни. Он следит за чужими квартирами, когда хозяева находятся в отъезде. Благодаря этому Петрович, не имеющий собственного жилья, на некоторое время обретает крышу над головой. К нему приходят люди из соседних квартир дома, чтобы рассказать о своих проблемах, получить совет и просто пообщаться с человеком, который занимается сочинительством.
Конфликт романа определяет позиция героя: нежелание иметь собственный угол, семью, постоянную работу Петрович расценивает как индивидуалистический бунт, на который он решился, чтобы отстоять себя, не утратить своей «самости».
Военная тема Советская литература о Великой Отечественной войне создала прекрасные образы героев – людей, готовых на самопожертвование ради победы своего народа, ради спасения своей родины. Психологическое воздействие на художников и писателей самой кровопролитной из войн было ощутимо еще многие десятилетия после Победы и продолжается до сих пор. «Человеческий масштаб» восприятия войны, ее психолого-философское осмысление, размышления о «цене» Победы, трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне, - характерные особенности прозы В. Астафьева.
Выводы Новый герой конца 1990-х гг. рождался на фоне всеобщего упрощения культуры, когда вслед за читательским бумом с огромными тиражами толстых журналов наметился резкий спад интереса к современной словесности. На изменение образа героя повлияло и то, что человек, перестав уютно ощущать себя в реальном мире, пытается найти ему альтернативу в мире компьютерной игры, кинематографе, Интернете. Понятие реальности вообще стало одним из самых неопределенных в наше время.
Точка зрения критика М.Ремизовой: «Приходится признавать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру, покрыто юношеским пушком и черты его довольно вялы, порой даже анемичны. Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлектировать даже тень эмоции, взволновавшей его не по годам обрюзгшее тело… Он выступает – если не прямым, то косвенным – наследником Ильи Ильича Обломова, только растерявшего за то время, которое их разделяет, всякий налет романтической сентиментальности. Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии – он являет собой наглядный пример действия энтропии*, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной «надмирности», он всего лишь заговоривший о себе маленький человек».
«Мы отважные герои очень маленького роста» . А. Макаревич «Герой… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Спасибо за внимание!