«Герой нашего времени».Обзор содержания.Печорин как «портрет поколения» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем МОУ СОШ № ;: г.БелгородаЗахаровой Л.Н.
Цель урока Обзор и обсуждение содержания романаВыявление читательской позиции учащихсяРазвитие навыков монологической речи
Словарная работа Сюжет - ?Фабула - ?Композиция - ?
Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке.Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в каком о них сообщает автор.Вопрос к классу:Как вы себе представляете причины такого расположения частей?
Такое построение произведения дает автору возможность: Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина.Проследить историю его внутренней жизни.Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия.При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.
Работа с таблицей
Реализация домашнего задания Вопросы для выявления восприятия:«Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?«Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина и Максима Максимыча заставляет сочувствовать и Печорину тоже?«Тамань» - Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?«Княжна Мери» - Можно ли согласиться с Печориным, что в нем «таились силы необъятные»? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Доказать, что эгоизм и индивидуализм Печорина – это не врожденные качества, а сознательно выработанная система убеждений.«Фаталист» - Чем объяснить, что Печорин на некоторое время поверил в предопределение? Как Печорин испытывал судьбу? О чем говорит сопоставление «людей премудрых» и их «жалких потомков»?
Диспут на тему«Печорин герой своего времени» Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев?Почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев?
«Герой нашего времени» в критике Появление романа М.Ю.Лермонтова сразу вызвало острую полемику, выявившую популярную противоположность его истолкований и оценок. Раньше других с необычайной верностью оценил «Героя…» В.Г.Белинский, в первом же печатном отклике на роман отметивший в нем «глубокое чувство действительности», «богатство содержания», «глубокое значение человеческого сердца и современного общества», «самобытность и оригинальность» произведения, представляющего «совершенно новый мир искусства».
Взгляды Белинского на сущность и значение «Героя…» во многом развили в новых исторических условиях Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Чернышевский указал роль «Героя…» в формировании психологического анализа в произведениях Л.Н.Толстого («диалектика души»). Вместе с тем соглашаясь признать за Печориным значение социально – психологического типа своего времени, революционеры несколько недооценивали нравственно – философское содержание этого образа, порой излишне прямолинейно противопоставляя ему и другим «лишним людям» 30 – 4- годов 19 века разночинцев- шестидесятников.
Отсутствие общественно-полезной деятельности у Печорина, рассматриваемое с позиции современных задач, трактовалось Добролюбовым как проявление социальной сущности его характера, я которой «обломовщина» («Что такое обломовщина?», 1859). Герцен оказался более историчным в истолковании значения и сущности «лишних людей», в частности Онегина и Печорина. В статье «Лишние люди и желчевики» (1860) выступая против их отождествления с современными либералами, он подчеркивал, что «лишние люди были тогда столь же необходимы, как необходимо теперь, чтобы их не было».
Домашнее задание Подготовиться к комментированному чтению главы «Княжна Мери»Прочитать эту часть, данную в учебнике-хрестоматииВыбрать эпизоды, которые будут использованы для характеристики века Лермонтова