Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель урока Анализ главы «Княжна Мери»Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером ПечоринаОбучение монологической речи и элементам анализа стиля писателя
Словарная работа Сюжетная самодостаточность Кульминация Философская проблематика Символичное значение образа
Вопросы к беседе Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете почему?Вывод: для повести характерна сюжетная самодостаточность (как вы понимаете это выражение?); это кульминация дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в главе наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.
Работа в группах 1. Изначальный толчок ко всем событиям дают взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Проанализируйте историю их дружбы-вражды. Сравните это с ситуацией «Онегин – Ленский» и с рассуждением Пушкина о дружбе во второй главе романа «Евгений Онегин».
Работа в группах 2. Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.
Работа в группах 3. Как и почему складываются отношения Печорина и Веры? На что указывает трагическая сцена погони за Верой (сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях).
Работа в группах 4. Проанализируйте взаимоотношения Печорина и доктора Вернера. Как сложились у Печорина взаимоотношения с «водяным обществом»? Почему?
Работа в группах 5. Сравните финалы «Княжны Мери» и «Тамани» (выразительно прочитайте фрагменты финалов). Вывод: при общности темы – «морского пейзажа» - имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» - воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.
Работа в группах 6. Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника? В его содержании? Что помог вам понять дневник Печорина? С чем вы не согласны?
Общий вопрос Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется? Как характеризуется век через главного героя романа Лермонтова?
Домашнее задание Прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге Мануйлова В.А. «Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий».Составить в группах вопросы для проверки знания текста главы «Тамань».